Увы, соль теряет силу: Интервью иеромонаха Романа (Матюшина) сербскому журналу


b62ce723655bd00ed1a0cd054c0fedd5

В сербском журнале «Геополитика» № 100 (август-сентябрь 2016 года) опубликована беседа с иеромонахом Романом (Матюшиным). 
— Отец Роман, Вы в одиночестве живете на острове посреди болот… Многие подвижники искали уединения, чтобы затем вернуться в мир или из своего уединения обратиться к живущим в миру. Духовники говорили, что место само по себе не спасает. Но всё же: посоветуете ли Вы людям, живущим в духовно загрязненных больших городах, хотя бы время от времени оставлять мегаполисы, искать на природе духовного очищения в молитве и физического оздоровления? При этом, конечно, нужно прославлять не природу, как это насаждает современная экологическая культура, а её Творца.



— Место не спасает. Всюду можно подвизаться или погибать. Всё зависит от того — с Богом или без Бога живёт человек. Конечно же, общение с природой необходимо, ибо она последняя нить, связывающая человека с Творцом. Город ведёт к внешнему, природа помогает вернуться к внутреннему миру, туда, где Царство Божие. Знаю многих людей, которые через красоту Божьего мира пришли к Творцу.

— Когда Вы рассказывали, как во время искушения оставить монастырь отец Николай Гурьянов утешил Вас тем, что спел русскую народную песню, я вспомнил историю одного серба. Он жил в Западной Европе и был неверующим. Живя в чужой стране, он впал в глубокий духовный кризис, но однажды услышал сербскую народную песню — и это принесло его душе большое облегчение. Сегодня, когда на каждом шагу звучит разрушительная рок- и поп-музыка, когда она во всех СМИ, на улицах и в магазинах, насколько важно сохранить народную музыку? Пусть это не всегда путь к духовности, но всё же она определяет культурную и национальную идентичность человека?

— Всё лучшее — и в Сербии, и в России — пришло из народа. Пословицы, поговорки, народные песни, сам язык — неисчерпаемый источник родниковой воды (см. Безсмертный полк поющих славян). В трудные годы богоборчества народ сохранил главное — Веру. Народные корни и Православная Вера хранят народ от потери тождественности самому себе, не давая ему стать пищей антихриста, растворившись в вавилонском смешении.

— Духовное пробуждение России сегодня поистине чудесно и величественно. Мы помним, как в советские времена Церковь не могла издавать никакие книги — только богослужебные и Библию. В то время любой духовный импульс был очень важен. Насколько Ваши песни и духовная музыка вообще повлияли на духовное пробуждение России? Я думаю, что для современного человека очень важен первый импульс: духовная песня, книга или разговор. Это помогает ему сделать первый шаг к Церкви, которая есть корабль спасения — а после первого шага уже легче, хотя, конечно, духовная жизнь легкой не бывает.

— Мир нецерковный похож на траву в подземелье: ростки жёлтые, худосочные — другой она и не может быть без света. И каждой травинке кажется, что так и должно быть, потому что у всех один чахлый вид. И если росток остаётся жить без света, то он обречён. Но бывает и так — росток почти вышел наверх, но наткнулся на камешек или щепку и не может пробиться к свету. Вот здесь ему и нужно то, что Вы называете импульсом. Нужно то, что сдвинет камешек или щепку, чтобы росток увидел настоящий мир и ожил. Знаю, что для кого-то этим импульсом в безбожное время были и мои песнопения. Но было бы нескромно говорить, что они как-то повлияли на возрождение России: как может капля влиять на океан?

Увы, соль теряет силу: Интервью иеромонаха Романа (Матюшина) сербскому журналу— Вы говорили, что современный человек зачастую желает принять «разведённое», «облегчённое» Православие — точно так же, как он пьёт хлорированную воду из крана и употребляет синтетические продукты. В духовной жизни мы часто согласны принять только то, что кажется нам приятным, а когда нужно в корне искоренять вредные привычки, страсти, грехи — это уже не так привлекательно. Как набраться мужества для борьбы с самим собой? Отец Симеон из монастыря Рукумия в Сербии часто говорит: «Величайший герой тот, кто победил себя».

— «Облегчённое» Православие не спасительно. Победа над собой — величайшая победа, начало Спасения. Ибо во все века у человека было три врага — сам человек, мир и дьявол. Не победившему себя не победить мир с его страстями и, тем более, дьявола. Но как победить себя без помощи Божией, без Благодати, без Христа? Невозможно. Вот почему человечеству необходимо традиционное Православие.

— Отец Роман, Вы много раз были в Сербии. Первый раз Вы приезжали во время агрессии НАТО в 1999 году. По сравнению с сегодняшним положением это было всё же героическое время. Кажется, после переворота 5 октября 2000 года мощное политическое, экономическое, культурное и законодательное влияние Запада отразилось и на духовном состоянии Сербии. Мы словно оказались в духовном вакууме. Какой Вы видите Сербию сегодня, как нам бороться против «теплоты» (мы и не холодны, и не горячи)? Есть ли в Сербии «вершины», о которых Вы говорили ранее, способные повести сербский народ по его духовному, национальному и эсхатологическому пути? И что Вы скажете об удивительной любви и дружбе сербского и русского народов?

— Ревности, без которой невозможно Спасение, не хватает многим современным христианам. Очень важен живой пример. Земная жизнь с её потребностями и суетой поглощает не только мирян. Мирские пагубные волны вливаются и в Церковь. Старцев, можно сказать, нет. Дальше будет ещё хуже. Нам заповедано Апостолом любви: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2:15)». И что же мы видим — представители Церкви заигрывают с миром, потакая его немощам и страстям. Что же касается дружбы сербского и русского народов… Нам дан Великий Дар — Святое Православие, в котором наши вершины. Сохраним Его — сохраним себя. О сербских духовных вершинах: лично знал ныне покойного архимандрита Илиана. Также считаю, что Сербия, и не только Сербия, имеет великий образец для подражания — покойного Патриарха Павла.

— Как бы Вы описали духовное состояние России? Мы видим, что строятся новые храмы, монастыри, развивается сотрудничество Церкви и государства. Во времена, когда христианство подвергается суровым духовным искушениям на Западе и жестоким физическим нападениям на Ближнем Востоке, Россия становится единственной страной, защищающей христианство. Глаза многих свободомыслящих людей обращены к России. Что Вы думаете об этом?

— Да, внешне всё прекрасно, строятся Храмы и монастыри. Но не просто же так сказал святитель Иоанн Златоуст: «Самое страшное гонение, когда нет гонений» (см. Нынешнее гонение неявное, гонение на дух). Никто не хранит мясо в тепле — нужен мороз или соль. Увы, соль теряет силу, и, тем не менее, церковный народ ещё хранит Божье.

— Отец Роман, напоследок мы просим Вас о духовном поучении для читателей «Геополитики» в Сербии. Люди и их проблемы различны, но каждый духовный совет и поучение драгоценны в наше противоречивое время.

— Вряд ли имею право давать кому бы то ни было советы. И всё же, чтобы облегчить жизнь живущим, хотел бы напомнить некоторые из духовных законов.
Без причины и пользы никто не страдает.
Смиренная душа не страдает.
Любящему Бога всё во благо.

Увы, соль теряет силу: Интервью иеромонаха Романа (Матюшина) сербскому журналу

Как ни путай, а Божья воля распутает.
Русская пословица

Давно уже грохочет гром
Всеправославного погрома…
Мы за ведущими идём,
Пока они Христом ведомы.

Тщета подобия Собора
Ввела в соблазн народ и клир,
И треволнения-раздоры
Объяли Православный мир.

Какая цель в тумане зрится?
Что даст нечаемый Собор?
От плевел отделит пшеницу
Или в неё навеет сор?

Неведенье несёт разруху,
Грех прилагается к греху.
«Изволися Святому Духу»
Или вельможам наверху?

Но Истину сам ад не спрячет.
Блажен, кто за Неё гоним!
Господь Ревнитель. Это значит —
Кто не ревнитель, тот не с Ним.

9-16 июня 2016

+ + +

Яко ревность дому Твоего снеде мя.
Пс. 68: 10

Когда теряем Божий страх,
Питаем спеси дух лютейший.
Грек — «всесвятейший» патриарх —
Устал, наверно, быть святейшим.

Смеяться бы, да не смешно:
Гнетут душевные увечья.
Мир перевёрнут, и на дно
Ведут высоты человечьи.

Приемля славу от людей,
Лжеславою пои́м гордыню.
Не обвинят ли на Суде
Те звания, что носим ныне?

И, пред людьми желая слыть,
Напрасно лестью сердце тешим:
Нельзя пред Господом ходить
Ни «всесвятейшим», ни святейшим.

9-14 июня 2016

+ + +

 Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.
Притч. 22:28

Пока не хво́ры головою,
Пока по совести живём —
Не назовём прямым кривое,
Неправду Правдой, зло Добром.

В народе распря, треволненье,
Кричат: «Измена налицо!»
И в самом деле: единенье —
Ценой попрания отцов?

Никто не против целований:
Все люди носят Божий лик.
Но выше наших пониманий,
Что еретик — не еретик.

Нововведения отринем.
И как бы ни баюкал Рим —
Межи отцов не передвинем!
На том стояли и стоим.

14 февраля 2016

+ + +

Чем призывать к братанью Павлов —
Покайтесь, Савлы!

Чужое платье редко впору —
Народ всегда на высоте.
Не ради спора и укора
Скажу о братьях во Христе.

Не обойтись без поясненья —
Никто не отправляет в ад,
Нет раздраженья и презренья:
Хоть красный поп, а всё же — брат.

Из комсомольцев — в богомольцы,
Из верных ленинцев — в попы.
Не потому ль в разброде овцы,
Что Савлы-пастыри слепы?

Ходить пред всеми Павлом мало:
Душа влечет в безбожный рай.
О бедный Савл в одежде Павла,
Христовых риз не раздирай.

Своих кумиров не оставил,
Палач Руси тебе отец.
В одном лице и Савл и Павел?
Определись же наконец!

О прежнем времени потужит
И на молебен — в добрый час!
Двум господам никто не служит? —
Спаситель Савлам не указ.

Коль омрачение к прозренью —
И слепоту благословим.
Тот Савл оплакал ослепленье,
А новые — гордятся им.

Пора бы уяснить двуликим,
Что Савлы Павлам не чета.
Себя Апостол всех язы́ков
Последним извергом считал.

За стих запишут в либералы
И как в сердцах не назовут…
Когда б не овцы — что нам Савлы!
Не нам судить, есть Божий Суд.

31 января 2016

+ + +
Чем больше слов, тем меньше смысла.
Увы, глашатаев не счесть.
Во дни художественных свистов
Освистана Благая Весть.

На развлечения — как в омут:
Толпа к высокому глуха.
Но устремление к мірскому —
Приумножение греха.

Ничто под звёздами не ново.
Тварь заглушает Божий глас.
Но коль слова не ради Слова —
Тогда они осудят нас.

Кадят и Богу, и кумирам.
Забыли овцы и пастух:
Пропитываясь духом міра,
Теряем Неотмірный Дух.

И в век позорный, разногласный
Христианин из россиян
Пред всеми крестится показно
И держит свечку как стакан.

А что святители? Спасают.
Теперь уж бреют, не стригут.
Всё говорят: овец питают…
С чего же хищники растут?

Господь попустит — кто избавит
От потрясений штормовых?
Конечно к стенке нас поставят.
Не зря же мы возводим их…

21-27 января 2016
Источник: http://inform-relig.ru/