Свящ. Дмитрий Ненароков: «Разрушение общины». ч1


yxor0hxeazk

В этом слове пойдет речь о Православной Общине. Православная Церковь и Православая Община – это слова-синонимы, обозначающие общность людей, Святым Духом собранных в единение веры во Спасителя, принявших Его Подвиг для своего спасения и следующих за Ним. Глава Церкви – Сам Христос, сказавший «где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20). Как жизнь Православной Церкви, так и жизнь любой Общины сакральны — они пронизаны присутствием Господа и находятся под водительством Святого Духа. Этим же водительством поставлены пастыри для управления Общиной и преподавания верующим Святых Таинств Церкви… Все эти истины прописаны в катехизисе и нет необходимости повторять их. Моей целью является обозначение острых проблем, связанных с положением дел в лоне нашей Матери-Церкви.

Последние десятилетия для Русской Православной Церкви ознаменовано храмостроительством. В начале – середине 90-х настоящим чудом казалось возвращение храмов и монастырей, утраченных за годы гонений. То было краткое время всеобщего подъема религиозного и исторического самосознания народа — сам процесс реконструкции и возведения церквей воспринимался как возвращение к истокам – к отнятой у народа Правде и Вере, возвращение себе главного права, с которым каждый человек рождается на свет – права на жизнь вечную.

Но уже к концу столетия, в силу ряда причин, начался процесс формализации религиозной жизни. Забота о внешнем жёстко вытесняла подлинную духовную жизнь внутри религиозных образований, что неминуемо проецировалось на каждого отдельно взятого верующего – как правило, ещё не успевшего (в тотальном большинстве случаев) взрастить и укрепить в себе веру и заручиться хотя бы малым религиозным опытом. Так, понятие «воцерковление» — глубокий мистический акт рождения в Господе и в Церкви – претерпело лукавую подмену: теперь это стало означать приобретение формального набора элементарных церковных понятий, который стало принято считать достаточным для обретения некоего церковного статуса.

С каждым годом все отчетливее являет себя парадокс: люди возводят храмы, а сами остаются неосвященными, так как упускают из виду нечто очень важное –самого человека, самих себя. Между тем, это опасно – забывать, что собой представляет человек: он живая икона Бога – самая большая святыня тварного мира, главный храм Святого Духа (1Кор.3,17). А еще сегодня (преднамеренно?) забыли, что Тот же Дух через верующих, собранных во Имя Господа, освящает место, а вовсе не наоборот. Одновременно с заботой о кирпичах и стенах уже не предполагается смысл Православной Общины как места сретения и обретения Христа на земле. А ведь это и есть истинный смысл христианской жизни!

Во время встречи с молодежью в Нижнем Новгороде в 2009 году патриарх Кирилл произнес такие слова: «Вообще, христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Церкви». Может ли община единомышленников быть необходимым условием нашего спасения? Вряд ли. Вот здесь и кроется главная подмена смыслов. Ведь слово «единомышленники» низводит высочайшее предназначение Общины, о котором было написано выше, до уровня внутрикорпоративных отношений — In corpore (буквально: «все единомышленники»). Заканчивая свою речь, патриарх, к сожалению, еще сильнее акцентирует «приземленную» интерпретацию понятия «община»: «Христианская община – это опять-таки система солидарности, система взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву». Я не буду вдаваться в богословские экклесиологические разсуждения, а тем более судить нашего патриарха — просто для сравнения процитирую слова пламенного борца за Церковь священномученика Иллариона (Троицкого): «Церковь (она же и Община) есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Св. Духа, достигающих совершенства». Разница духа и смысла обеих цитат очевидна…

Потрясения начала 20 века — геноцид русского населения и тотальное истребление Православия в России – снова, как в первые века христианства, сплотили верующих вокруг святой Чаши Евхаристии. Повсеместно образовывались настоящие Общины мучеников и исповедников Веры, за одну принадлежность к которым очень многие взошли на свою Голгофу. Такой пример являют Общины — Покаяльные семьи святых Алексия и Сергия Мечевых,протоиерея Сергия Голощапова, архим.Сергия Савельев многие другие. Эти Общины несли народу Божию чудо Благовестия Христова в тех условиях, когда, казалось, все духовное испепелялось и уничтожалось богоборческим человеконенавистническим режимом. В таких братствах естественно, по закону христианской любви, сохранялась строгая иерархия: Бог – пастырь – народ. Священноначалие, в меру своих возможностей, сохраняло и берегло эти благие всходы на ниве Христовой.

Что же сейчас — в благополучное, казалось бы, время, мешает реальной жизни подлинной русской православной Общины? Неужели нас снова ждут великие потрясения – ведь Господь не оставит Своих чад без реального возрастания в Духе и Истине, и Церковь является живым, самоочищающимся организмом. По моему глубокому убеждению, основных причин две.

Рассмотрим первую.
Нынешнее время характеризуется сугубо индивидуалистическим восприятием Церкви и самой Веры. Эгоизм на фоне агрессивно насаждаемого гедонизма в обществе жестоко уродует современного человека; сегодняшние верующие практически тотально страдают страшным духовным недугом – утратой осознания себя реальной частью Церкви — Тела Христова, взывающего каждую стезю, каждый вздох своей жизни обращать к Источнику Жизни — Христу. Следствием этого становится утрата соборного восприятия Веры и полноты церковности. Вера и церковные Таинства становятся сугубо индивидуальными, субъективными понятиями, сводимыми, в лучшем случае, к личному благочестию и возможности спасти свою душу. При таком подходе остальные люди воспринимаются лишь как помеха, источник «искушений», некий «тормозящим» фактор. Вся история Церкви, начиная с ветхозаветной, проникнута духом соборности – общего служения Народа Божия (в отличие от язычества, которое во все времена и во всех странах отличалось индивидуализмом). Но такое служение возможно лишь в лоне Общины. Она-то и является тем святым местом, где верующий встречает Христа — местом, где в полной мере раскрывается и развивается индивидуальность личности, где человек обретает истинную свободу во Христе, разрывающую путы коллективизма и индивидуализма.

священник Дмитрий Ненароков

Реклама