Священник Андрей Горбунов. «Дух Лаодикийства». ч1″Ты не холоден и не горяч»


1295285378_bibliya2

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В последние время мы стали свидетелями распространения в среде православных христиан некоего особого учения, некой идеологии, которую кратко можно назвать идеологией лаодикийства, или лаодикийским учением. Это учение сравнимо с известными древними, равно как и с последующими, еретическими учениями. «Воодушевляет» это учение особый дух — дух церковного лаодикийства.

Как расснащенный корабль мечется сюда и туда по произволу бури, так и душа, лишенная благодати Божией, постоянно находится под управлением греха, который влечет ее не  туда, куда она хочет, а куда направляет ее демон.  

Святитель Иоанн Златоуст

 

 

Главными, опорными, так сказать, тезисами, постулатами лаодикийской идеологии являются лукавые, ориентированные на стихии мiра сего истолкования нескольких избранных библейских, — в основном, новозаветных, — мест и изречений. Вот некоторые из них: «кесарю кесарево», «всякая власть от Бога», «чистым все чисто», Христос участвовал в переписи…

 

А недавно пришлось услышать и такой лаодикийский «аргумент»: ведь сказано же в Евангелии, что «Бог возлюбил мiр», а вы, дескать, призываете отвернуться от мiра, отгородиться от него, отказаться от обычной современной жизни — от идентификационных номеров, например, и других достижений прогресса.

 

Да… Вот и думай теперь: чего в этом «аргументе» больше — лукавства или духовной слепоты? Неужели непонятно, что слово «мiр» (в значении «космос») употребляется в Священном Писании в двух смыслах, о чем святитель Игнатий (Брянчанинов), например, говорит так:

 

«1. Словом «мiр» обозначается все человечество в следующих и подобных им выражениях Писания: «Ибо так возлюбил Бог мiр, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16)…

2. Словом «мiр» обозначаются те люди, которые ведут греховную жизнь, противную Божией воле, живут для времени, а не для вечности. Так надо понимать слово «мiр» в следующих и подобных им выражениях: «Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое, а как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр» (Ин. 15, 19). «Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 15-16). «Не знаете ли, что дружба с мiром сим есть вражда против Бога?» (Иак. 4, 4)…

Короче сказать: мiр есть жизнь плотская и плотское мудрование (св. Исаак Сирин, Слово 2)…

При служении мiру невозможно служение Богу, его и нет, хотя бы болезненному взору рабов мiра оно и казалось существующим. Его нет! а то, что представляется, есть не что иное, как лицемерие, притворство, обман себя и других. Друг мiра становится непременно, может быть незаметно для себя, злейшим врагом Бога и своего спасения».

 

«ТЫ НИ ХОЛОДЕН, НИ ГОРЯЧ…»  

К лаодикийским христианам в Апокалипсисе Сын Божий обращает такие слова:

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его».

Как видим, лаодикийцам сказано много обличительного, и никакой похвалы (послание к Лаодикийской церкви — единственное среди семи посланий малоазийским церквам, в котором нет ни одного одобрительного слова). Отсюда ясно, что под лаодикийцами нужно понимать лицемерных, ложных христиан.

 Из Апокалипсиса следует, что в последние времена перед кончиной мира живут лаодикийцы и филадельфийцы: послание к Лаодикийской церкви последнее в числе семи; а филадельфийцам (к ним обращено предпоследнее послание) Господь Иисус Христос говорит: «Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се гряду скоро…» (Откр. 3, 10-11). «Эти слова подтверждают, что под Филадельфией следует разуметь одну из церквей в последних годах пред кончиной мира», — сказано в книге «Начало и конец нашего земного мира: Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса» (2-е изд., СПб., 1904 г.).
 

Сопоставление имеющихся в Апокалипсисе характеристик Лаодикийской церкви с современной церковной жизнью позволяет выделить следующие главные черты нынешних лаодикийцев:

1. Теплохладность, отсутствие должной духовной ревности: «ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих… будь ревностен» (Откр. 3, 15-16).

2. Самодовольство и обмирщенность: «ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»» (Откр. 3, 17).

3. Духовная несостоятельность и безблагодатность: «ты несчастен, и жалок, и нищ… и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей» (Откр. 3, 17-18).

«Нагота — символ потери благодати, — указывает выдающийся современный духовный писатель и богослов архимандрит Рафаил (Карелин) в своей статье «За что Господь нас терпит?». — После грехопадения праотцев одеяние Божественного света, окружавшее их, исчезло, они увидели, что наги. Характерно, что изображение языческих божеств в Халдее и Египте, Греции и Японии было изображением наготы. Черная месса, сатанинские ритуалы, сборища чародеев требовали от их участников приносить демонам заклинания и молитвы, сбросив с себя одежду. Характерно также, что ангелы всегда изображаются в светлых одеяниях, а демоны нагими».

4. Духовная слепота: «ты… слеп… глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 17-18).

 «Злато — благодать Божия, — объясняет святой праведный Иоанн Кронштадтский, — одежда — дела добрые; срамота наготы — грехи. «Глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» — просвещение Божественное».
 

5. Либерально-демократическое сознание. Если подстрочно перевести с греческого слово «лаодикийская», то получится — «народоправческая», т. е. — демократическая.

С. А. Нилус в 1909 году пророчески писал: «Разве не ясно выражено теперь во всем свете стремление к установлению «народоправчества», как последнего слова науки государственного права, взамен христианских монархий, якобы отживших свой век и не удовлетворяющих принципу гражданской свободы? Не сегодня-завтра, в день, ведомый Богу, отнимется «держай», и всемирная «Лаодикия», во всей ее безбожной необузданности, возглавится «зверем из бездны». Господи, помилуй!» («На берегу Божьей реки», том 1).

И в 1917 году: «»Лаодикия» … Разве это не та демократия, к которой, как к последнему слову государственной науки, ведут человечество вожди его, освобождая и себя и его от законной Самодержавной Царской власти, единой власти, получающей помазание от Святаго Духа в Таинстве Миропомазания?» («Близ есть, при дверех»).

Иеромонах Серафим (Роуз) в своем примечании к толкованию Апокалипсиса, составленному архиепископом Аверкием (Таушевым), писал о лаодикийском периоде: «Не начался ли уже этот последний период? Судя по равнодушию православных христиан, которым следовало бы гореть верой и желанием просветить других, по широко распространенному фарисейству и удовлетворению внешним проявлением Православия и по тому безразличию, которое так легко закрадывается в сердца всех тех, кто не испытывает прямых гонений, — этот период действительно начался».

 

Реклама