Архиепископ Аверкий (Таушев)


averkij

В июле 1966 года, когда скончался архиепископ Иоанн (Максимович), владыка Аверкий в сопровождении братии своейобители сразу же отправился в Сан-Франциско. Во время этой поездки с ним познакомился Евгений Роуз, будущий знаменитый отец Серафим. «Из всех твоих владык, – сказал впоследствии о. Серафим своему другу о. Герману (Подмошенскому), – мне, пожалуй, больше всего по душе владыка Аверкий. Что-то в нем есть отрешенное от житейского шума. Он, наверное, мог бы всю жизнь молчать, у него все внутри. Поэтому, когда он открывал уста, текли “реки живой воды”»

За последние годы владыка Аверкий часто и тяжело болел, подолгу лежал в больнице, но источником его переживаний, по мнению знавших его, была не болезнь, а глубокое переживание от прогрессирующей в мире «апостасии».

Он страдал за «ущемленное» врагами Христовыми Святое Православие. В письме к о. Герману (Подмошенскому) от 28 ноября /11 декабря 1975 года (за полтора года до смерти) он писал, указывая настоящую причину своих душевных скорбей:

«…Я несколько раз выступал, несмотря на мою все еще большую слабость, но настоящей поддержки ни с чьей стороны не находил. По всему видно, что “вершители судеб” записали меня давно “на черную доску” и очень хотели бы так или иначе добиться, чтобы голоса моего вообще не было слышно <…> Невольно приходит на ум мысль, что какая-то “политика” всем этим руководит и дирижирует, а нам никакая “политика” неприемлема, а только чистое учение Слова Божия и предание нашей Святой Церкви. Этого мы и должны держаться, ибо всего нам дороже – ЧИСТОТА НАШЕЙ СВЯТОЙ ВЕРЫ».

По свидетельству его последнего келейника, нынешнего Первоиерарха РПЦЗ, митрополита Илариона (Капрала), после паралича левой стороны тела архиепископ Аверкий настолько поправился, что смог иногда служить литургию в монастырском храме, проповедовал во время службы, а потом записывал свои проповеди для печати в журнале «Православная Русь».

В этот период он взялся за собирание своего наследия за время пребывания в Америке: «После того как вышел в свет сборник моих статей и речей под названием “Истинное Православие и современный миp”, верующие русские люди за рубежом нашей родины вновь начали усиленно просить меня издать и другие мои проповеди, речи и статьи, по возможности в полном виде, в особом сборнике. К этим просьбам присоединились и пожелания многих наших священнослужителей о том, чтобы был издан полный годичный круг моих проповедей для руководства начинающим пастырям.

Идя навстречу всем этим просьбам и пожеланиям, я решился, наконец, несмотря на мои немощи, собрать все сказанное и написанное мною воедино, в виде предлагаемого нового сборника под заглавием “Современность в свете Слова Божия” – название, наиболее отвечающее всему здесь собранному вместе».

Успел подготовить владыка Аверкий к изданию и письма глубокочтимого архиепископа Феофана (Быстрова).

Но скорби от явных проявлений отступления, апостасии, не приводили его к унынию. Особенно он любил июль, считая, что этот месяц для русских людей приносит какую-то дотоле неслыханную радость и укрепление духа в унывающей среде. В этот месяц справляется память почти всех главных святых в Русской Церкви: июль как бы месяц именин для Руси, дар от Бога. Но в то же время архиепископ Аверкий считал, что «совершенно неправильно идеализировать сплошь все, что было у нас в прежней дореволюционной России. Ведь если бы все было у нас вполне благополучно, то не было бы и революции, и большевизма».
Архиепископ Аверкий был в числе первых, кто исследовал ритуально-мистический смысл убийства царской семьи. «Оно, – писал он, – было продумано и организовано не кем другим, как слугами грядущего антихриста – теми продавшими свою душу сатане, которые ведут самую напряженную подготовку к скорейшему воцарению в мире врага Христова – антихриста. Они отлично понимали, что главное препятствие, стоявшее на их пути, – православная царская Россия. А потому надо уничтожить Россию православную, устроив на месте ее безбожное богоборческое государство, которое постепенно распространило бы свою власть над всем миром. А для скорейшего и вернейшего уничтожения России надо было уничтожить того, кто был живым символом ее, – царя православного…».

Русский народ, считал владыка Аверкий, виновен в том, что он проявил себя слишком наивным и доверчивым к обольстившим его врагам своим, поддался их лукавой пропаганде и не оказал достаточно сильного сопротивления. Его пророчески предостерегали, предрекая надвигающуюся страшную катастрофу, великие русские праведники и святые, и прежде всего Феофан Затворник и св. прав. Иоанн Кронштадтский. С их прозрениями и предупреждениями следовало бы хорошо познакомиться всем русским людям, вместо того чтобы впустую, бесплодно тратить время на взаимные споры и раздоры, выясняя причины постигшего Россию бедствия. Все предсказанное ими в точности исполнилось, а это, казалось бы, должно было бы убеждать нас в их безусловной правоте и побуждать с полным доверием отнестись к их указаниям и советам, что надо делать, чтобы изжить последствия этой страшной кровавой катастрофы.

Несмотря на болезни, умер архиепископ Аверкий, как говорят его келейники, не столько из-за физического изнеможения, а от горя, от «разбитого сердца». Он знал о приближении своей кончины. Умер владыка Аверкий после третьего инсульта в Великий пост, 31 марта/13 апреля 1976 года и был похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.
В последующие дни и месяцы высокую оценку его жизни и служению дали хорошо знавшие его люди. Со временем почитание архиепископа Аверкия стало возрастать. Испытавшие на себе чудотворную помощь по его молитвам начали присылать свои свидетельства, и вскоре вышла краткая биография на английском языке «Богоносного Отца нашего Аверкия».

Образ владыки, по мнению знавшего его о. Германа (Подмошенского), похож на знаменитых Отцов из древности Православной Церкви. Особенно любил архиепископ Аверкий повторять излюбленное выражение святителя Афанасия: «Не идти в ногу со временем, а служить Богу!»
Владыка Аверкий, по собственному свидетельству, «всегда говорил и писал только то, что сам в глубине своей души чувствовал и переживал, что было на протяжении многих лет выношено и выстрадано в самых заветных тайниках моего сердца и что… стремился по естественному чувству долга пастырского передать и внушить всем вверенным моему духовному попечению пасомым».

По убеждению о. Серафима (Роуза), «архиепископ Аверкий был одним из последних духовных гигантов Православия в ХХ веке, не только гигантом Русской Православной Церкви Заграницей, даже и не русского Православия, но всей Православной Церкви ХХ столетия».
Он был подлинным учителем православной духовной и нравственной жизни, выдающимся богословом и наставником, почитателем святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, архиепископа Феофана (Быстрова). И сегодня архиепископ Аверкий является строгим, но верным и добрым духовным помощником в наше «лукавое время».

Из предисловия А.Д. Каплина к книге: 

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Современность в свете Слова Божия»

Москва
Институт русской цивилизации
2012

Книга  «Современность в свете Слова Божия» архиепископа Аверкия Таушева по ссылке.

Реклама