В.П. Филимонов: Пророчества преподобного Серафима Вырицкого


945e8699f21b4519a032cb480b1478e2

Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода  (2 Кор. 3:17)

Сказания о подвигах и равноангельной жизни преподобных, просиявших в прежние века, кажутся маловерам нашего времени неправдоподобными мифами. Но вот Господь явил нам подвижника, который практически является нашим современником. Житие преподобного Серафима Вырицкого — это новое слово о Христовой любви, обращенное ко всем верующим и неверующим. Оно еще раз напоминает миру, поглощенному стяжанием временных земных благ, об истинной цели краткой человеческой жизни — спасении безсмертной души для блаженной Вечности. Сегодня для народа Божия преподобный Серафим является одним из любимейших Небесных помощников и наставников.

2016 год — год 150-летия со дня рождения этого великого молитвенника и печальника Земли Русской. Хочу предложить читателям серию статей, посвященных жизни и удивительным подвигам известного петербургского купца, ставшего всероссийским старцем-утешителем и пророком.

По неизреченной Своей милости Господь сподобил меня готовить материалы к прославлению вырицкого старца. Благословения на труды были получены в 1995 году от старца протоиерея Николая Гурьянова и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

К тому времени были известны лишь основные вехи жизненного пути преподобного Серафима Вырицкого: благочестивый коммерсант и благотворитель — священноинок Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры — глубоко почитаемый в народе старец, обладавший многими духоносными дарами.

Точные данные, касающиеся многих жизненных событий, фактов и дат, практически отсутствовали. Не были даже известны точные дата и место рождения преподобного, поскольку перед принятием монашества он уничтожил все документы, относящиеся к предыдущей жизни. Конкретные факты и даты, касающиеся купеческой деятельности подвижника, его пребывания в Александро-Невской Лавре и в Вырице также отсутствовали.

В результате пятилетней работы в ряде архивов и библиотек, многочисленных встреч и бесед с живыми свидетелями жития и подвигов святого родилась моя книга «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», которая послужила основанием для канонизации старца иеросхимонаха Серафима (Муравьева) Вырицкого в лике преподобных для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.

В общей сложности исследованиям и изучению жизни и подвигов преподобного и его сомолитвенников я посвятил более 20 лет. После прославления старца книга получила название «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», и каждое новое ее издание дополнялось новыми сведениями из архивов, свидетельствами благочестивых чад Русской Православной Церкви и редкими иллюстрациями. Продолжением первой книги стала книга «В Вырицу к преподобному Серафиму».

Повествовательную основу книг составили рассказы родственников подвижника и его духовных чад, с которыми старец делился воспоминаниями о своей жизни в миру, включая годы его детства и юности. Все они очень ответственно и бережно относились к каждому своему слову: «Я ведь отвечу за это перед Господом!» — так они предваряли свои рассказы. Многие из них не могли без слез говорить о своих встречах с преподобным, который в те трогательные моменты духом был рядом с нами. Значительную часть этих свидетельств удалось зафиксировать на видеопленку.

Очень теплые отношения сложились у нас с родными преподобного. Внучка старца, Маргарита Николаевна Муравьева-Набоко (†2004), неразлучно провела с отцом Серафимом более 30-ти лет и знала такие подробности его жизни, которых никто другой не знал, и знать не мог. Она была живой свидетельницей ряда важнейших событий, многое видела собственными глазами, немало ей было известно из рассказов самого старца, рассказов схимонахини Серафимы (Муравьевой), которая в миру была его супругой, а также людей близко знавших подвижника еще в дореволюционные годы.

Родственники преподобного благоговейно хранили святую память о его жизни и подвигах. Берегли в семейном архиве святыни, документы, фотографии и воспоминания — все, что удалось уберечь в годы воинствующего безбожия. Тем не менее, очень многое было безвозвратно утрачено…

В течение нескольких лет, по крупицам, мы восстанавливали с Маргаритой Николаевной и ее дочерью, Ольгой Даниловной, многие страницы из жизни преподобного. Одновременно я вел исследования в архивных и библиотечных фондах, собирал живые свидетельства о жизни, подвигах и чудотворениях вырицкого подвижника, которые получал буквально из первых уст.

Многие неизвестные важные факты удалось установить в ходе бесед с родственниками духовника Царской Семьи, святителя Феофана Полтавского; митрополита Гурия (Егорова) и брата его священномученика архимандрита Льва (Егорова); исповедника протоиерея Алексия Кибардина, исповедника протоиерея Константина Титова и других церковных деятелей. Свидетельства также предоставили многие близкие духовные чада Патриарха Алексия (Симанского) и митрополита Николая (Ярушевича) — Елена Николаевна Сергиевская, Клавдия Георгиевна Петруненкова, Ольга Яковлевна Виноградова и другие.

Важные сведения предоставили видные петербургские ученые — Михаил Сергеевич Фаворский, Татьяна Николаевна Алихова, Александр Сергеевич Иванов, Юрий Константинович Герасимов, дочь профессора Михаила Ивановича Граменицкого, Елена Михайловна Кузьмина и другие.

Неоценимую помощь в работе оказало мне общение с известными петербургскими пастырями: протоиереем Алексием Коровиным (†2005), протоиереем Василием Ермаковым (†2007), протоиереем Иоанном Мироновым, протоиереем Виктором Голубевым, протоиереем Борисом Глебовым, протоиереем Игорем Мазуром, протоиереем Николаем Преображенским, протоиереем Вячеславом Клюжевым (†2006), а также игуменией Горненской женской обители в Иерусалиме Георгией (Щукиной) и игуменией Пюхтицкого Успенского женского монастыря Варварой (Трофимовой) (†2011). Их свидетельства также помещены на страницах моей книги, а всего мне удалось найти и опросить более ста человек лично знавших преподобного Серафима Вырицкого.

Обширное собрание духовных, исторических и документальных источников позволило приоткрыть завесу времени над житием святого и услышать его пророческий голос.

Начать цикл статей о преподобном с его пророчеств побудило меня желание показать их особую духовную ценность для наших современников, ибо главные из этих пророчеств служат призывом к искреннему, покаянному возвращению народа к Богу и Православной вере.

В последнее время много говорится о возрождении России с помощью новых политических и экономических реформ. Собираются авторитетные научные форумы, действуют общественно-политические клубы, выдвигающие различные программы и проекты.

Ни политика, ни экономика не помогут возрождению нашего земного Отечества, если не будет самого главного. Более тысячи лет православный русский народ жил верою и Церковью: только вера и Церковь могут его спасти. Именно Православие Россию сделало Россией!

«Россия должна идти своим особым путем, не преклоняясь перед мировой маммоной и западными лжеценностями», — так учил великий вырицкий праведник.

Он обладал несомненным пророческим даром. Об этом красноречиво говорят многие живые свидетельства, опубликованные на страницах моих книг. Крайне важно отметить, что отец Серафим все делал с молитвой, поражая своих посетителей евангельскими смирением и любовью. Его слова — это не предсказания ради предсказаний, а свидетельства Духа, способствующие приобщению людей к правде Божией, наставляющие их на путь спасения. Этим была пронизана вся жизнь преподобного. Некоторые из его пророчеств уже исполнились, другие исполняются на наших глазах…

Предсказание преподобным Серафимом патриаршего служения двум будущим Первосвятителям Русской Православной Церкви; предвидение в 20-х годах ХХ века приближающихся жестоких гонений на Церковь; пророчества подвижника о грядущей Великой Отечественной войне и победе в ней русского оружия; пророчества о грядущем в России возрождении храмов и обителей, сказанные в кровавом 1939 году; о переименовании Ленинграда в Санкт-Петербург (сам старец всегда называл северную столицу именно Петербургом); предсказанный тогда же Крестный ход из Казанского собора в Александро-Невскую Лавру; предсказание в 1945 году денежной реформы 1961 года; сказанные в 1948 году слова о предстоящем втором обретении святых мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло через 43 года; предвидение вырицким подвижником кончины протоиерея Алексия Кибардина через 15 лет после собственной, точное прозрение судеб многих людей и другие предсказания ныне стали неоспоримыми фактами.

Уже в годы служения в Александро-Невской Лавре стали явственно проявляться в отце Серафиме духоносные дары, полученные от Господа. Люди ощущали его духовную силу. В церковных кругах хорошо известен весьма многозначительный эпизод: «…В конце 1927 года архиепископ Алексий (Симанский), управлявший тогда Новгородской епархией, приехал к духовнику Александро-Невской Лавры за советом и молитвой. Он находился в смятении, так как очень опасался очередного ареста и гонений за свое дворянское происхождение. «Отец Серафим, не лучше ли мне уехать за границу?» — вопросил архиерей. «Владыка! А на кого Вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь Вам Ее пасти! — последовал ответ старца. — Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит Вас. Будет много тяжких искушений, но все, с Божией помощью, управится. Оставайтесь, прошу Вас»» Владыка Алексий тотчас же успокоился и навсегда оставил мысли об отъезде за границу. Так отец Серафим предсказал архиепископу Алексию его будущее служение за 18 лет до избрания на патриаршество. Указал лаврский схимник будущему Патриарху и срок его первосвятительского служения — 25 лет.

Предсказал старец патриаршее служение и другому Первосвятителю. Об этом в Праге поведал в 2011 году правнуку преподобного Геннадию Александровичу Муравьеву архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон (Яковлевич), который закончил Ленинградскую Духовную академию, где учился на одном курсе вместе с 17-летним псаломщиком из Таллина Алексеем Ридигером.

Как и прочие студенты академии, будущий владыка приехал в Вырицу к старцу за благословением. Это было в январе 1948 года. В конце теплой беседы отец Серафим буквально поразил юношу словами о том, что тот будет архиепископом в Чехии. Возвратившись в Ленинград, Радивой (так звали Владыку Симеона в миру) рассказал об этом сокурсникам. Те развеселились: «Подумаешь, удивил. Старец у нас добрый. Он Леше Ридигеру сказал, что тот патриархом будет!..»

Сбылись слова преподобного в 1990 году, когда митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был избран Патриархом Московским и всея Руси. А Радивой после окончания академии в 1953 году вернулся в Прагу, где в 1958 году вступил в брак и был рукоположен во иерея. Почти 40 лет служил в качестве настоятеля храма святого равноапостольного князя Владимира в курортном городе Марианске Лазне в Западной Чехии.

Осенью 1996 года отец Радивой овдовел, после чего принял монашеский постриг с именем Симеон. В 1998 году состоялась его хиротония во епископа. Новому Владыке было тогда 72 года! Вскоре он стал управляющим делами Пражской епархии, а в 2000 году — правящим архиереем Оломоуцко-Брненской епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Так через 50 лет сбылось еще одно предсказание великого вырицкого старца.

Возвращаясь к периоду служения преподобного Серафима в Александро-Невской Лавре необходимо отметить, что он неоднократно давал пасомым уроки истинного смирения и кротости. Его отличало постоянное благоговение перед судьбами Божиими. К тому же благоговению и покорности Богу приводил он и своих духовных детей: «Всемогущий Господь управляет миром, и все, вершащееся в нем, совершается или по милости Божией, или по попущению Божию. Судьбы же Божии непостижимы для человека. Три святых отрока в пещи Вавилонской исповедовали Бога и воистину верили, что все духовные и гражданские бедствия, попущенные на них и на израильский народ, попущены по праведному суду Божию. Только такое воззрение на сущность всего происходящего привлекает в душу мир, не попускает увлекаться разгорячением, направляет зрение ума к Вечности и доставляет терпение в скорбях. Да и сами скорби представляются тогда кратковременными, ничтожными и мелочными. Не сетуй на тяжесть Креста, в день скорби поведай печаль Твою Господу, и Он утешит тебя», — наставлял батюшка тихим и мягким голосом, в котором всегда звучали какие- то особенные, теплые нотки.

Ведь именно тогда, в 1926-27 годах, он предрекал необыкновенное усиление открытых гонений на Церковь Христову, когда вся Россия превратится в большой концентрационный лагерь, что и произошло после переезда батюшки в Вырицу.

И вот — в то время, когда с куполов сбрасывали кресты, тысячами разоряли обители и храмы, когда в лагерях и тюрьмах томились десятки тысяч священнослужителей, Господь воздвиг в Вырице храм нерукотворный, живой — чистое сердце отца Серафима. В страшные 30-е годы, когда на Русскую Православную Церковь обрушились лютые гонения, по силе своей намного превосходящие гонения времен Диоклетиана, когда казалось, что Церковь находится на краю гибели,  —  на всю Россию воссиял из Вырицы свет праведника Божия.

И каким великим мужеством и упованием на милость Божию нужно было обладать, чтоб написать в ту кровавую пору строки, предрекающие Русской Церкви возрождение и славу:

Пройдет гроза над Русскою Землею,

Народу русскому Господь грехи простит.

И Крест святой Божественной красою

На храмах Божиих вновь ярко заблестит.

И звон колоколов всю нашу Русь Святую

От сна греховного к спасенью пробудит.

Открыты будут вновь обители святые,

И вера в Бога всех соединит.

Иеросхимонах Серафим (Муравьев), около 1939 года

Эти, глубоко пророческие, стихи передавались из уст в уста, распространялись в списках, достигали мест заточения и ссылок. Среди Гефсиманской ночи, поглотившей тогда всю Россию, сиял в Вырице светильник живой веры, не угасала надежда в людских сердцах…

В годы кровавых гонений, когда казалось, что Церковь обречена на скорое и полное уничтожение, батюшка Серафим говорил о ее грядущем возрождении — о возобновлении запрещенного тогда колокольного звона, об открытии разоренных храмов Божиих и святых обителей. Преподобный неустанно напоминал своим многочисленным посетителям об обетовании Божием о неодолимости Святой Православной Церкви вратами адовыми.

Елена Николаевна Сергиевская — супруга преподавателя и заведующего журнальным фондом библиотеки Ленинградской Духовной академии Сергея Петровича Сергиевского рассказывала: «Иеросхимонах Серафим Вырицкий более двадцати лет был моим наставником, вплоть до его праведной кончины. Еще в детские годы я вместе с мамой приходила к нему на исповеди в Александро-Невскую Лавру, затем ездила в Вырицу… Господь наделил вырицкого подвижника многими духоносными дарами, и я сподобилась неоднократно испытать на себе их силу. Отец Серафим обладал особым даром видения происходившего вдали. Однажды, когда я еще только подходила к домику батюшки, он сказал: «Откройте! Ко мне идут», — и это относилось именно ко мне, что потом подтвердил сам старец. Как- то поведал он мне о последних временах: «Страшно будет дожить до них! Мы, слава Богу, не доживем, но из Казанского собора пойдет Крестный ход в Лавру… «»

В 30-е годы не раз говорил иеросхимонах Серафим и о том, что Господь может попустить Великую и страшную войну, которая повернет народ к Богу. Мария Константиновна Титова — дочь приснопамятного протоиерея Константина Сергеевича Титова, служившего в 20-х — начале 30-х годов прошлого века в Воскресенском соборе города Луги, свидетельствовала: «С семилетнего возраста я пела на клиросе лужской Ольгинской церкви. Потом — в Питере. Сначала пела в Знаменской церкви, а с ее закрытием — в Никольском соборе. Здесь мне довелось встретиться и познакомиться с Петром Васильевичем Молчановым. Это был благочестивый православный человек.

Работал Петр Васильевич в области снабжения и являлся духовным сыном отца Серафима. Он много рассказывал мне о батюшке и однажды предложил поехать с ним в Вырицу. Это было в 1939 году. Старец очень тепло принял нас и благословил. Несказанный свет и божественная любовь исходили от отца Серафима. Одного взгляда на него было достаточно, чтобы в сердце вошла Небесная радость…

Неожиданно Петр Васильевич встал перед старцем на колени и произнес: «Батюшка! Я приехал к вам просить благословения», — после этого тихо добавил. — Я хочу предложить Марии свою руку и сердце». Такой поворот событий буквально ошеломил меня, ибо, ничего подобного я не ожидала. Считанные мгновения длилась немая сцена. Отец Серафим тут же однозначно подвел итог: «Никакой свадьбы — скоро будет Великая война!» Он не только не дал благословения на брак, но запретил даже и помышлять о женитьбе. Дальнейшая жизнь показала, что прозорливый старец имел к тому все основания — в самом начале Великой Отечественной войны Петр Васильевич Молчанов погиб на фронте…»

С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия. Многим жителям Вырицы и ее окрестностей было известно о патриотической деятельности отца Серафима. Сколько людей именно в то тревожное время пришли по молитвам подвижника к покаянию, горячо обратившись к Господу! Ведь старец так вдохновлял их, твердо говоря, что Господь обязательно дарует русскому народу победу, если тот укрепится в вере своих отцов.

…Румынской частью, расквартированной в Вырице, командовали немецкие офицеры. Им донесли о пророчествах отца Серафима, и вскоре в дом на Пильном проспекте пожаловали незваные гости. Батюшка укротил пришельцев через благодатную помощь Свыше. Старец сразу поразил их тем, что заговорил с ними на хорошем немецком языке — ведь в бытность свою купцом он часто посещал Вену и Берлин, сотрудничая с австрийскими и немецкими фирмами.

Капитан, который был начальником вырицкой команды, спросил у отца Серафима, скоро ли немецкие части пройдут победным маршем по Дворцовой площади Санкт-Петербурга? Старец смиренно ответил, что этого никогда не произойдет. Немцам придется поспешно уходить, а самому вопрошающему не суждено вернуться домой, при отступлении он сложит свою голову под Варшавой.

По рассказам плененных немцами местных жителей, которых оккупанты пытались угнать в Германию, этот немецкий офицер, действительно, погиб в районе польской столицы, а невольники были возвращены на Родину. Пророческие слова отца Серафима подтвердил и румынский офицер, также служивший во время войны в вырицкой команде. В 1980 году он приезжал поклониться могиле старца и разыскав вспомнивших его местных жителей, поведал о подробностях того отступления…

В послевоенную пору старец помог своими молитвами и практическими советами великому множеству людей. Кто-то узнал о пропавших без вести, другие по молитвам старца устраивались на работу, третьи обрели прописку и кров. И — сами безсмертные души их получали верное направление ко спасению. Сын профессора С.С. Фаворского, Михаил Сергеевич, вспоминая о своих встречах с преподобным,  сказал удивительные слова: «Батюшка Серафим умел давать Небесную радость, отчего все, даже самые тяжелые скорби, уходили на второй план, а человек желал испытать эту радость и в будущем. Воистину, «наше же жительство — на Небесах» (Флп. 3, 20)».

Духовная дочь старца Вера Константиновна Берхман пишет в своем дневнике: «Из келлии его выходят кто с заплаканными, кто с радостными лицами. Но эти люди уже не те, что сюда вошли — мир и умиление светятся в их глазах. «Он посоветовал, — сообщают они, — молиться как за живого. Значит жив!» Делятся друг с другом его словами, советами. Отсюда они выйдут уже другими людьми, с надеждой на лучшее, с упованием на помощь Свыше, с решением молиться и терпеть…»

Ольга Георгиевна Преображенская — родная племянница духовника Царской Семьи, святителя Полтавского Феофана (Быстрова), рассказывала: «Война разбросала по разным весям всех моих родных, и главным для меня было узнать что-то об их судьбе. Старец сразу сказал: «Сестры и братия найдутся, а маму уже не увидите… » — и обещал помолиться за меня и всех моих родных.

В 1946 году вернулись находившиеся в плену мои сестры Мария и Александра, а затем и брат Василий. Из Риги прибыл брат Иоанн. Мама скончалась на Псковщине в 1943 году. Все исполнилось, как предсказал отец Серафим».

Более 60-ти лет подвизалась при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Внуто Новгородской области монахиня Антония (Гаврилова). Мона­шество предсказал ей преподобный Серафим Вырицкий. С благоговением и радостью вспоминала матушка Антония о своих встречах с великим под­вижником: «Отец Серафим посадил нас рядом с собой и позвал мать Серафиму, которая за ним ухаживала… Батюшка ей и говорит: «Матушка, смотри, монахиня к нам пришла». Я смотрю, где мо­нахиня — нигде нет. Осматриваюсь, осматриваюсь, а мать Серафима улыбается: «Да ведь батюшка про тебя сказал — монахиня». — «Ой», — удивилась я, — так я же недостойна». — «Так пойдешь в монастырь? » — спрашивает батюшка. А голос у него такой чудный — духовный! «Да я же грешная… Я недостойна идти в монастырь», — опять говорю я. «Да мы все грешни­ки, — отвечал отец Серафим, — а кто раскается, тот святым будет!»».

Рассказывал тогда отец Серафим о возрождении конкретных обителей — Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Серафимо-Дивеевского монастыря, Валаамской обители и других. Примечательно, что, предсказывая восстановление Александро-Невской Лавры, старец говорил о том, что вначале государство вернет Церкви как приходской храм Свято-Троицкий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру передадут монашествующим. Предсказывал также батюшка, что со временем будет основан монастырь и в Вырице, а Ленинград будет вновь переименован в Санкт-Петербург.

Говорил преподобный, что придет время, когда в Москве, Петербурге и ряде других городов России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения…

Елена Александровна Комарова — дочь духовного сына иеросхимонаха Серафима Александра Александровича Смирнова рассказывала: «Много совершенно невероятного по тем временам слышали мои родители от батюшки Серафима еще в 30-е годы. Старец предсказывал, что городу на Неве вернут его первое название. Говорил он также, что придет время, когда по радио будут петь молитвы. Рассказывал батюшка и о том, что к концу столетия может резко измениться климат, и в Петербурге будет жарче, чем на юге…»

Из воспоминаний Наталии Степановны Тихоновой прихожанки храма в честь Казанской иконы Божией Матери подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге, посещавшей батюшку в 1945-1948 годах: «Так мне хорошо с ним было, что обо всем на свете забыла! Очень меня утешил отец Серафим. Рассказал, что скоро Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры откроют, а затем и всю Лавру — Церкви передадут. Я тогда удивилась и говорю: «Что вы, батюшка! Как же это? Ведь сейчас все ломают, да взрывают…» Старец ответил: «Вот ты не веришь, а придет время, когда начнут восстанавливать и открывать церкви, монастыри, часовни… Когда пойдешь на освящение Троицкого храма в Лавру, вспомни убогого Серафима — меня уже не будет…»»

Семья Фаворских окормлялась у отца Серафима еще в довоенные годы. С нескрываемым волнением делился Михаил Сергеевич своими воспоминаниями: «В начале 1945 года всей семьей поехали в Вырицу. Это было всеобщее ликование — вновь мы увидели дорогого батюшку, услышали его дивный бархатный голос, получили его святое благословение!

В том же году я по нерадению «провалил» вступительные экзамены в медицинский институт и чуть было не впал в уныние. Мама очень беспокоилась за меня, и мы тут же поехали к старцу. Как сейчас помню его слова: «Не расстраивайся, все хорошо будет. На будущий год поступишь и еще профессором будешь»». Слова преподобного оказались пророческими…

О прозорливости, необычайной силе благословения, святой любви и даре духовного утешения, которыми обладал отец Серафим, рассказала Галина Ивановна Раевская: «В 1947 году в Никольском соборе после чтения акафиста суждено мне было познакомиться с молодым человеком. Сережа был сыном священника. Мы подружились. Как-то был яркий морозный февральский день. Мы были свободны от учебы и решили поехать в Вырицу, где никогда не были…

Батюшка лежит на кровати, улыбается и говорит нам навстречу: «Ну, благословляю! Жить будете хорошо, только усту­пайте друг другу». Усадил нас и стал с нами разго­варивать. Рассказывал, как был гостинодворским купцом, а потом все бросил, и ушли они с матушкой в монастырь. Потом говорит Сереже: «В Америку будут приглашать — не отказывайся». И предска­зал нам благополучную в материальном отношении жизнь. «Какая Америка? » — недоумевала я. Сергей только с фронта пришел и, кроме валенок и шинели, у него ничего не было. Но батюшка вновь и вновь по­вторил свои слова…

А муж мой, препо­даватель, через 20 лет стал плавать на судах. И было од­нажды крушение их судна у берегов Америки. И, дейст­вительно, довелось бывать и работать там».

А вот что поведала Ольга Яковлевна Виноградова, духовная дочь иеросхимонаха Серафима: «Была я у старца и в тот день, когда он благословил на монашество двух сестренок — Валюшу и Нину. Впоследствии Валентина стала игуменией Горненской обители в Иерусалиме, а Нина — монахиней Пюхтицкого монастыря, матерью Арсенией.

Тогда они вышли от батюшки необыкновенно радостными: «Оленька! Мы теперь в Пюхтицу поедем». Я ответила: «Девочки! Подождите, я тоже пойду благословлюсь. Мы вместе поедем». Вошла я в келлию, встала на колени: «Батюшка! Благословите спасаться в Пюхтице. Девочек я знаю. Будем вместе ходить к вам в домик благословляться» (В то время игумения Пюхтицкого монастыря матушка Рафаила с сестрами обители очень хотели, чтобы отец Серафим переехал к ним в Пюхтицу и даже построили для него специальный домик).

Однако, к большому моему сожалению, батюшка ответил: «Не благословляю! Ты к их режиму по своему внутреннему устроению не подходишь… Я тебя благословляю в Дивеево! Ничего, что там сейчас все закрыто. Придет время — откроют! Молитвами Пресвятой Богородицы монастырь будет восстановлен и мощи преподобного Серафима будут там почивать!»

Что я могу добавить к этим словам? Шел тогда послевоенный 1948 год. До второго обретения мощей святого преподобного отца нашего Серафима Саровского оставалось долгих 43 года… Да и кто в те времена мог поверить, что когда-нибудь произойдет такое! Вот какова была сила веры вырицкого старца, а взгляд его простирался вперед на многие-многие годы».

Татьяна Николаевна Алихова — ученый-геолог с мировым именем: «За пятнадцать лет предсказал нам старец денежную реформу 1961 года, сказав: «Тогда французская булочка, которая сейчас стоит 70 копеек, будет стоить 7 копеек, и так все продукты…» Очень беспокоила батюшку судьба Петербурга в связи с тем, что город расположен в низменном болотистом месте и всегда возможно его затопление…»

Рассказ Александра Сергеевича Иванова является еще одним свидетельством необычайной прозорливости и чудесной силы благословения вырицкого старца. Сам Александр Сергеевич не помнит отца Серафима, но рассказывает о батюшке, как о самом близком и родном человеке: «Когда мне было неполных два года, моя мама принесла меня к великому старцу. Это было в начале 1949 года. Батюшка посмотрел на меня и сказал: «Этот мальчик будет ученым-медиком». И благословил… Через 30 лет я защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук».

Из докладной записки настоятеля Мариенбургской церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы протоиерея Петра Белавского управляющему делами Ленинградской епархии протоиерею Сергию Румянцеву: «… Прежде всего, приношу Вам глубокою благодарность за предоставленную мне возможность совершить Литургию и отпевание дорогого для меня почившего отца Алексия Кибардина, с которым я был связан духовными узами почти сорок лет… Мне хочется Вам сообщить о пророческих словах старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого, сбывшихся над отцом Алексием. Отец Серафим предсказал ему, что он скончается после кончины самого старца через 15 лет. И вот 3-го апреля 1964 года исполнилось 15 лет со дня кончины батюшки Серафима, и точно через 15 лет скончался отец Алексий» (из архива Санкт-Петербургской митрополии).

Имеется много и других фактов, свидетельствующих о глубине прозрения старцем событий будущего. Говорил он, что только Россия может спасти человечество, а Вырица станет местом всемирного паломничества, и со временем здесь откроют монастырь.

Родные и близкие духовные чада преподобного Серафима Вырицкого отмечали, что далеко не все виделось старцу в радужных тонах. Приведенное ниже, важнейшее  для православных, пророчество, явно сбывается на наших глазах:

«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, — говорил преподобный, — с одной стороны — будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдет Крестный ход в Александро-Невскую Лавру».

Здесь уместно отметить, что, после 85-ти летнего перерыва, Первый Крестный ход из Казанского собора в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру состоялся 12 сентября 2002 года в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, еще до того как власти города официально разрешили возродить эту традицию. Благочестивые христиане совершили тогда это шествие по тротуарам Невского проспекта.

Несложно также увидеть, что царство лжи и зла, охватившее весь мир, давно уже стало реальностью — оно окружает нас, хотя внешнее возрождение Церкви пока продолжается.

Гонения, действительно, приняли самый изощренный и непредсказуемый характер, особенно на тех христиан, которые не желают соучаствовать в «в безплодных делах тьмы» (Еф.5,10-11) — в построении уже всемирного электронного концлагеря.

В ряде предсказаний вырицкого старца звучат весьма тревожные нотки. «Если русский народ не придет к покаянию, — говорил батюшка, — может случиться так, что вновь восстанет брат на брата».

Не видим ли мы это сегодня по событиям, которые происходят в Донбассе и на Луганщине?

Несколько важных предсказаний преподобного Серафима Вырицкого было записано Марией Георгиевной Преображенской, племянницей святителя Феофана Полтавского:

«…Это было сразу после войны. Я пела на клиросе Петропавловской церкви поселка Вырица. Часто мы с певчими из нашего храма приходили к отцу Серафиму под благословение. Однажды одна из певчих сказала: «Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало — война кончилась, зазвонили снова колокола в церквах…» А старец на это ответил: «Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите Ее. Будет очень трудно молодежи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? (эти слова преподобный повторил трижды) Но кто жив останется — какая будет у того хорошая жизнь…» После небольшой паузы батюшка вновь задумчиво произнес: «Если бы люди всего мира, все до единого человека (вновь, как бы нараспев, повторил старец эти слова несколько раз), в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние…»»

По тому, как сегодня нагнетается обстановка в мире, когда Запад снял маску доброго дяди и обнажил свое звериное обличье, возможен любой поворот событий к новой Мировой войне.

Рассуждая о пророчествах, святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Бог изменял Свои определения, объявленные и чрез святых пророков, как то пророчество Ионы о ниневитянах (Иона. 3, 10); Илии об Ахаве (3 Цар. 21, 29); Исайи о Езекии (4 Цар. 20, 1-11)… Кто предал себя и все воле Божией, тому ничего не нужно знать вперед».

Во всех упомянутых святителем Игнатием случаях Бог изменял гнев на милость после того, как отдельные личности или же целые народы смирялись перед Ним, оставляли греховную жизнь и вступали на путь покаяния. Все зависит от того, какой выбор сделают сами люди.

Еще в 20-е годы ХХ века отец Серафим назидал всех, стремившихся познать волю Божию: «Ныне пришло время покаяния и исповедничества. Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, безсмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет Землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Нам же остается только уповать на Бога и умолять Его о прощении. Будем помнить, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16) и надеяться на Его неизреченное милосердие…»

«Тогда, — учил великий старец, — только смиряясь с волей Божией, которая порою открывается людям именно в тяжелых скорбях, болезнях и гонениях, могут познать они собственную немощь и обрести стремление к благодатной помощи Свыше. Только так рождаются истинные вера, надежда и молитва, творимая от всего сердца в сознании собственного ничтожества, та самая, что никогда не остается без ответа и передвигает горы…»

По всему видно, что наказание Божие за богоотступничество русского народа действует и поныне. Нравственное состояние современного общества, в котором царствует антихристов дух мира сего, вызывает великую печаль и тревогу. Нет никакого сомнения и в том, что мир стремительно приближается к своему грозному и неотвратимому концу, а Россию усиленно втягивают в построение единого глобального царства на условиях ее геополитических противников. Внутренние враги России преуспевают в разрушении традиционного православного мировоззрения и мироощущения, настойчиво навязывают культ земных благ, наслаждений и вседозволенности, обещая новое «светлое будущее» —  «электронный рай на земле», который окажется сущим адом.

Совершенно очевидно, что Россию не спасут никакие политические, экономические и  «технологические» реформы, да и любые другие земные средства. Возрождение России возможно только через возвращение к живоносному источнику Православной  веры.

Какие еще нужны потрясения, чтобы русский народ пробудился от глубокого духовного сна и пришел к покаянию!?

Господь одаривал преподобного Серафима Вырицкого многими благодатными откровениями. Описывая одно из своих духовных созерцаний, подвижник рассказывал монахине Серафиме (Морозовой):

«Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей веры я не видел. Наша вера — выше всех. Это вера Православная, вера истинная. Из всех известных вероучений только она одна принесена на землю вочеловечившимся Сыном Божиим. Прошу тебя, матушка Серафима, говорить всем, чтобы от нашей веры никто не отступал…»

Великий вырицкий старец не раз говорил, что Россия обладает безценным сокровищем — она является хранительницей Святой Православной веры. Истинное просвещение есть просвещение души светом Православия. Не процветающий Запад, где конечной целью всего сущего является земное благополучие человека, а Русь, блаженная Русь, принявшая во младенчестве своем юродство Креста, сохранившая в глубинах своей необъятной души образ Христа Распятого и несущая его в сердце своем, есть истинный свет миру. Та Святая Русь, которая всегда жила предощущением горнего, прежде всего искала Царства Божия и правды Его и находилась в живом общении с Небом.

Вечная сила и красота Православия заключается в чудном единстве Небесного и земного. В России Небо было неотделимо от земли: «Человек Руси Святой всегда знал, в чем состоит вечный смысл жизни и главной целью было для него стяжание Небесных благ», — не раз напоминал своим питомцам преподобный Серафим.

Жизнь вырицкого подвижника — это целая эпоха в жизни России. В течение нескольких десятилетий на глазах старца происходили значительнейшие события в жизни русского общества, находившие живой отклик в его чистом сердце. Отец Серафим прошел свой земной путь, твердо зная, что вне Православия нет спасения, нет Воскресения и безсмертия. «Только Бога никогда не забывайте! Храните святые истины Православной веры, всем сердцем возлюбите Господа нашего Иисуса Христа!» — часто слышали ближние эти слова из уст блаженного старца.

Надеюсь, что предложенные уважаемым читателям материалы помогут им в самом главном — в познании  Христа во святых Его. Надеюсь, что Господь прикоснется к Вашим сердцам Своей Любовью. И вместе с батюшкой Серафимом всем желаю спасения в жизни нетленной и безконечной. Земное — временно, Небесное — вечно!

В.П.Филимонов, русский писатель-агиограф,

автор Жития преподобного Серафима Вырицкого

и других книг о святых Земли Русской

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s