Арх. Аверкий Таушев: «Особый вид беснования в наше время»


averkij

Мысли на 5-ю неделю по Пятидесятнице

И се, весь град изыде во сретение Иисусови; и видевше Его, молиша, яко дабы прешел от предел их.
Мф. 8, 34

Что же это такое? Христос Спаситель приходит в страну Гергесинскую, исцеляет двух страшных бесноватых, почти потерявших человеческий облик, и вот жители этой страны вместо того, чтобы пасть с благодарностью к ногам Его и молить Его остаться у них, научить и наставить их, вдруг просят Его уйти от них прочь – гонят Его?
Что за непонятное помрачение умов и сердец этих людей?
Облагодетельствованные, они гонят прочь своего Благодетеля, не желая даже воспользоваться Его дальнейшими благодеяниями, которые, несомненно, в изобилии полились бы на них, если бы Христос у них остался.
Какова же причина такого неразумия?

Причина та, что им жаль стало погибших свиней. Вопреки запрещению закона Моисеева, они разводили свиней, а Господь, изгнав бесов из несчастных бесноватых, повелел им, по их же просьбе, войти в свиней, которые, взбесившись, бросились в море и утонули. И это сделал Господь не без умысла, уничтожив, таким образом, с целью их вразумления плоды их беззаконного занятия.

Но гергесинцам этим все нипочем. И совесть их не заговорила, и то, что двое их сограждан чудесно стали нормальными людьми, им не дорого, и то, что Сам Господь пришел к ним просветить их светом Своего Божественного учения, они нисколько не ценят.
Все их существо поглотило одно только чувство – жалость, что погибли их свиньи, и боязнь, как бы дальнейшее пребывание у них Господа не нанесло им новых материальных ущербов и не нарушило бы излюбленного ими и давно заведенного греховного образа жизни.
Как это глубоко поучительно и как это ярко свидетельствует, до какого крайнего неразумия и сердечного окаменения может довести людей грубое своекорыстие и привязанность к любимым грехам!

И Самого Господа им не нужно, и Божественного учения Его они слышать не хотят, если из-за этого нужно расстаться со своими привычными, ставшими второй природой страстями.
Сколько в этом коротеньком повествовании глубокого смысла и назидания для нас! Не так ли и мы, несчастные, уже носящие имя «христиан», к стыду нашему, Господу своему и Спасителю предпочитаем своих мысленных свиней? Не так ли и мы иной раз отвращаем слух свой от слышания Божественного учения, не желаем слушать Евангелия, проповеди, духовной беседы, избегаем чтения духовно полезных и назидательных книг, опасаясь, как бы это не заставило заговорить в нас голос совести и не побудило отказаться от излюбленного греховного образа жизни и угождения своим страстям? Не так ли и мы порою возмущаемся и ропщем, когда Господь, из любви к нам и желая вразумить нас и поставить на путь
спасительной истины, отнимает у нас то, к чему мы привязаны, но что приносит нам явный вред духовный? Свинья есть символ всякой грязи и нечистоты моральной. Не так ли и мы, забывая свое человеческое достоинство, всякую грязь и нечистоту нередко предпочитаем Господу своему. А сколько среди нас, особенно в нынешние жутко отвратительные времена, встречается людей, которые и сами уподобляются этому нечистому животному, по изречению Псалмопевца: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48, 13).

Такое духовно нездоровое настроение есть, несомненно, особый род беснования, в особенности свойственный нашему нездоровому «модерному» времени – веку мнимого «прогресса».
Слово Божие учит нас о том, что человек создан «по образу Божию», а современные люди, необыкновенно высоко и самоуверенно мня о себе, в то же время об этой высокой чести и достоинстве, которыми наградил нас Бог при самом творении, говорят с какой-то нехорошей усмешкой. Но зато с каким-то восторгом и наслаждением, с каким-то радостным упоением и удовольствием восприняли басню о происхождении человека от обезьяны: как будто обрадовались – все же ближе к свиньям, чем к Богу.

Черная и воистину свинская неблагодарность Творцу и Благодетелю нашему Богу!
Ну, разве это не беснование?!
И мы видим теперь, – ибо на наших глазах совершается это, – как современный человек с этой своей «свинской» идеологией и «обезьяньей» психологией дошел действительно до скотского состояния – «приложися скотам несмысленным и уподобился им», по слову Писания.

И вот, естественное последствие такой скотской психологии – все те страшные кровавые ужасы, которые творятся и еще продолжают твориться на нашей несчастной Родине, попавшей в руки обезьяноподобных людей, потерявших облик человеческий, не говоря уже о полной утрате ими «образа Божия», надменно и с насмешкой ими отвергнутого. То же самое творится уже и в так называемом свободном мире, где безнаказанно и открыто совершаются всевозможные преступления, грабежи, убийства и самый гнусный, отвратительный разврат.
И остановить, и пресечь все это беснование уже некому, потому что для «обезьяньей» и «свинской» психологии все это естественно, нормально и законно! Какая же другая жизнь может быть у «обезьян» и «свиней» – нечего с них и спрашивать, и надеяться на какую-то другую, лучшую жизнь без коренной перемены их умонастроения совершенно невозможно!
Отвергнут Христос – Сын Божий, пришедший на землю во плоти, чтобы искупить людей от греха, проклятия и смерти и научить их, как они должны жить, отвергнута основанная Им Церковь – эта сокровищница ниспосланной Им людям благодати Всесвятого Духа – чего же после этого можно ждать хорошего?
И как странно бывает слышать иногда такие речи: «В Бога я верую, но Церкви не признаю, ибо Церковь – организация человеческая».
Говорящие так обнаруживают свое крайнее духовное невежество.

Они совсем не понимают, что такое Церковь, да и растолковать им это нелегко, ибо духом они чужды Церкви и Слово Божие для них не авторитет, так как единственным авторитетом для себя они признают только свой собственный авторитет – свой «разум», как они говорят, а вернее – свое собственное упрямое предубеждение против всего того, что не согласуется с их горделивыми, самомнительными, предвзятыми мыслями и чувствами, с их непреклонной уверенностью в своей будто бы абсолютной правоте.

Они не хотят да и не могут понять, что Церковь – это совсем не человеческая организация (как бы ни пытались некоторые сделать ее таковой!), а Божественное учреждение, что Церковь – это не одни только епископы и священники, а все истинно верующие во Христа, составляющие собою тело Христово, Глава которого Сам Христос (Кол. 1, 18; Еф. 1, 22–23; 1 Кор. 15, 20; Рим. 8, 29); что отдельные епископы и священники, как люди, могут погрешать и заблуждаться и отпадать от Истины Христова учения, но что вся Церковь в целом никогда не может погрешить и отступить от этой истины, ибо ей дано великое обетование Самим Божественным Основателем ее: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18), а великий апостол языков засвидетельствовал: «Церковь Бога жива – столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).

Ведь все те грехи и пороки, недостатки и несовершенства у служителей Церкви, на которые любят указывать враги ее и люди неверующие и маловерующие, все это – их личные грехи, за которые они дадут ответ Богу, но это не грехи Самой Церкви, которая «свята и непорочна» (Еф. 5, 27). А кто хулит Св. Церковь, тот хулит Самого Бога, основавшего Церковь не для злохулений и насмешек, а для вечного спасения людей, хулит Святого Духа, живущего в Церкви, а это такой грех, который, по слову Христа Спасителя, не простится «ни в сем веке ни в будущем» (Мф. 12, 31), потому что такой хулитель становится неспособным к покаянию, без которого нет спасения.

Вот почему, критикуя недостойных служителей Церкви, надо очень опасаться, как бы критику эту не распространять и на самую Церковь как таковую.
А Истина, которую свято и нерушимо хранит истинная Церковь – Церковь Православная, не подверженная никаким сумбурным изменениям столь переменчивого «духа времени», есть то, во что веровали повсюду, во что веровали всегда, во что веровали все (пр. Викентий Лиринский).

Кто отметает эту единственную истинную Церковь, тот отметает и Самого Бога, основавшего Церковь, почему великий муж христианской древности священномученик Киприан Карфагенский и говорит: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Эти люди – то же, что бесноватые, но их беснование хуже и упорнее, чем у тех, из которых Господь изгнал бесов, повелев им идти «в стадо свиное». Их беснование – сродни тому настроению, какое было у гергесинцев, прогнавших от себя Господа Спасителя. Конец их весьма мрачен и, может быть, безнадежен, если только они не образумятся, не найдут в себе сил смириться в своей самоутверждающейся гордыне и не обратятся в чувстве глубокого и искреннего раскаяния ко Христу Спасителю и Его Святой Церкви, а главное – если не решатся перестать гоняться за своими любимыми «свиньями» и отвращаться ради них от Господа – Единственного Источника истинной жизни, радости и утешения.

Будем же все мы, братие, постоянно каясь во грехах своих, молить нашего Господа не о том, чтобы Он ушел от нас, а, наоборот, – о том, чтобы Он вечно был с нами, ибо без Христа и Его благодатной Церкви нет и не может быть никакой истинной жизни!

Архиепископ Аверкий (Таушев) Современность в свете Слова Божия
Москва
Институт русской цивилизации
2012

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s