Священник Андрей Горобунов. «Тайна зверя» Из предисловия.


20325

Нужно крайнее внимание к слову Божию, оправдываемому самими событиями враждебного ему времени и настроения, да не когда отпадем
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Судя по Писаниям и по характеру нынешнего народа, конец близ, при дверех», — говорил еще 60 лет назад преподобный Силуан Афонский. Сегодня всем нам крайне необходимо понять, в какой период мировой истории мы живем. Многие уже начали осознавать, что идущий ныне процесс глобализации — это не что иное, как подготовка мира к воцарению антихриста.

«Нынешний процесс глобализации, — отмечает митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, — несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Этот процесс является реализацией «тайны беззакония». Величайшей ошибкой является утверждение, что принятие внешних знаков, символов, правил поведения, навязываемых новым временем, не может нам повредить. Они как раз и созданы по внушению диавола, для того, чтобы посредством их повредить и «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 24). Не повредить все предлагаемое глобализацией может только тогда, когда оно вовсе не принимается, или, после опрометчивого принятия, тотчас отвергается. Сейчас происходит всемирная компьютеризация, стремительное развитие глобальной сети Интернет — «мировой паутины». Создаются мощнейшие биотехнологии, способные управлять человеческой психикой и манипулировать сознанием огромных масс людей. Во всем мире вводится цифровой учет населения через присвоение идентификационных кодов. В этой системе создается возможность контролировать и управлять каждым человеком»1.
«Глазами веры, — сказано в Послании Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 29 декабря 2003 г., — мы можем различить в сегодняшнем ходе истории определенные эсхатологические2 признаки. Поскольку нам в контексте Божественного Откровения указана эсхатологическая направленность и губительность всестороннего технического контроля над личностью, мы не можем проявлять равнодушие к внедрению его в нашей Родине»3.

Современная жизнь требует от каждого из нас самого внимательного и, главное, духовного отношения ко всем явлениям, чтобы предохранить себя от принятия лжи за истину, чтобы удержаться от ошибочных шагов в направлении погибели. Поэтому сегодня нужно крайнее внимание к тому, о чем говорит нам Откровение святого апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис). Эта новозаветная книга в таинственных символах и образах изображает всю мировую историю как величайшую трагедию. Апокалипсис открывается в истории, и будет еще открываться до Страшного Суда.

Существует расхожее мнение, что Церковь во избежание произвольных толкований Апокалипсиса определила «никогда не читать» эту новозаветную книгу за богослужением4. Однако это не совсем так. Апокалипсис действительно не читается на Божественной Литургии, но это не значит, что под сводами храма в рамках православного богослужения он вообще не должен звучать. Церковный Устав (глава 2 Типикона) назначает читать Апокалипсис Великим постом на воскресных всенощных бдениях, в качестве первого уставного чтения (называемого еще «великим» и «затрезвонным») — между великой вечерней и утреней, непосредственно перед шестопсалмием5. (Другое дело, что на практике в наше время эта часть богослужения, к сожалению, почти везде опускается.) Так что ошибаются те, кто пытается как-то умалить значимость Апокалипсиса в жизни Церкви и поставить под сомнение саму необходимость и полезность его чтения.
Да, Апокалипсис — книга таинственная, и немногие из Святых Отцов Церкви Христовой дерзали толковать ее, так как дать сколько-нибудь точное объяснение пророчеств о вещах еще не совершившихся было крайне затруднительно. Но при толковании Апокалипсиса Святые Отцы всегда замечали, что полное раскрытие его образов станет возможным тогда, когда будут совершаться те самые события, о которых в нем идет речь. Печать тайны, то есть зашифровка пророчеств, в последние времена будет снята окончательно. Само время, сама историческая картина раскроет содержание этих пророчеств, но раскроет, конечно, только тому, кто будет не только читать их в последние времена, но и размышлять над ними, вдумываться в них, сличать исторические явления и события, войны, государства, царей-правителей с тем, о чем говорится в Апокалипсисе.

Оптинский старец Варсонофий (1913 г.) говорил: «В Апокалипсисе сказано: «Блажен читающий словеса пророчества сего» (Откр. 1: 3). Если это написано, значит, это действительно так, ибо слова Священного Писания — слова Духа Святого. Но в чем заключается это блаженство? Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается. А понимая, будет готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описываемых в Апокалипсисе, те или другие современные ему события»6.

Знаменитый старец Паисий Святогорец (1994), один из величайших столпов афонского монашества в ХХ веке, говорил о том, что Апокалипсис исполняется уже сегодня, однако не все, к сожалению, это видят. Он указывал на то, что апостол Иоанн Богослов дал нам подробное и ясное описание грядущих событий. «Возможно, — говорил старец Паисий, — нам придется пережить многое из того, о чем говорится в Апокалипсисе. Наступила апостасия, и сейчас осталось только придти «сыну погибели» (2 Фес. 2: 3) <…> Сегодня читать Апокалипсис, как читать газету, так все ясно написано». В качестве примера он приводил пророчество о падении звезды «полынь», отравившей третью часть вод, что привело к смерти многих людей (Откр. 8: 10-11). Это пророчество, утверждал богомудрый старец, уже осуществилось в виде Чернобыльской трагедии 1986 года (полынь по-украински — чернобыльник), а потому «глубоко заблуждаются те, которые ожидают падения звезды, и никак не поймут, что это уже исполнилось»7.

 

Священник Андрей Горбунов
ТАЙНА ЗВЕРЯ
Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса
Издание 4-е, исправленное и дополненное

 1 См.: Доклад Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского, на Всемирном Русском Народном Соборе, посвященном теме «Россия и православный мир». Москва, 3-4 февраля 2004 г. // «Первый и Последний». 2004, № 3 (19).

2 Эсхатология — учение Церкви о конце мира, антихристе и Втором Пришествии Христовом.

3 «Первый и Последний». 2004, № 2(18).

4 Такого мнения придерживается, напр., диакон Андрей Кураев, который утверждает: «Церковь никогда не читает Апокалипсис во время своих богослужений». См., напр., его кн. «Сегодня ли дают печать антихриста?» («Троицкое слово», 2001, с. 157). А в книге «О нашем поражении. Христианство на пределе истории» (2004 г.) этому вопросу отец диакон посвятил целую главу, которую так и назвал: «Почему в храме не читают Апокалипсис?»

5 См.: Иером. Михаил. Литургика. Курс лекций. М., 1996. С. 98-100.

6 Сб. «Россия перед Вторым Пришествием» / Сост. С. Фомин. ТСЛ., 1993. С. 79.

7 «Отче, помоги!» Наш современник афонский старец Паисий. — Сост. О. Казаков. СПб., 2002. С. 94. Характерно, что одна из статей в журнале «Огонек» в конце 80-х годов, посвященная аварии на чернобыльской АЭС, имела прямо апокалиптический заголовок — «И с неба упала звезда полынь».

 

Реклама