Ересь экуменизма и сергианство. Андрей Савельев. ч2


8iawrlgfu-k

«Стремление к овладению механизмом управления среди священства было обусловлено тем, что духовная деятельность требовала большой отдачи и ответственности – в сравнении с хозяйственными заботами, которыми всегда можно объяснить уклонения от вопросов веры. Отчет перед церковным начальством материальным прибытком мог представляться как большой успех деятельности священника.

Еще в 1896 году Победоносцев писал: «Знаменательное явление нашего
времени – борьба церковных начал с государственными». Он считал, что архиереи для руководства народной духовной жизни совершенно не нужны. Их миссия – поддержание апостольского преемства. На деле же, и эта миссия не была исполнена: в борьбе с самодержавием церковные каноны были растоптаны.

На причины и следствия упадка духовной жизни Церкви указывал князь Н.Д.Жевахов: «большинство епископов были монахами только по должности, а не по призванию, и не только не имели никакого понятия об иноческой жизни, но даже не видели этой жизни, не бывали ни в Оптиной, ни в Глинской, ни в Саровской и др. пустынях, ни на Валааме или в Соловках и не чувствовали потребности в общении с подвижниками этих обителей, светившимися даже миру, считая монастыри вообще бесполезными учреждениями». «Начиная с иерархов и кончая послушниками, иноческая братия выходила обычно из той среды, которая воспитывалась на ненависти к высшему сословию, но в то же время стремилась сравняться с ним». Как пишет Жевахов, честолюбие подкреплялось «наградами» и «повышениями», которые открывали полуграмотным и невежественным монахам путь к епископскому сану. Этот «мирской яд» разрушил жизнь монастырей, превратив их в обители карьеристов и «хозяйственников» церковной жизни. Епископы все более становились не пастырями, а администраторами, которые с недоверием относились к иночеству, а со старчеством – этим уникальным явлением монастырской жизни – порой даже вели открытую борьбу.

Как произошла эта позабытая и теперь еще более глубокая деградация
Церкви? Скорее всего, сработал закон любой социальной системы: любая из них требует периодической «встряски» — реформации. И к концу XIX века потребность в реформации была уже очевидной. Увы, реформация стала восстанием церковной бюрократии против Государя, фактически не изменив, а сломав церковную жизнь.

Состояние священства было неправильно оценено высшей властью Российской Империи, которая с февраля 1906 года начала рассматривать его как опору в общественно-политической жизни, как распространителя идей самодержавия и православной государственности. Для этого были пригодны средства церковного наказания – вплоть до анафемы за измену и бунт против царей – которые могли иметь существенное влияние на народ и общество, отделять смутьянов от добропорядочных подданных. Увы, эта функция священством не была принята. Напротив, участие священнослужителей в революционном движении стало правилом, а не исключением.

В ежегодном чине анафематствования, пришедшем в русскую Церковь
из Византии, говорилось, что неверующие в сакральность царской власти и не почитающие Императоров как Помазанников Божиих, выступающие против Государя – достойны анафемы. «Помышляющим, яко православии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к происхождению велико сего звания в них не изливается, и тако дерзающим противу них на бунт и измену, анафема». В традиции Церкви борьба с помазанником Божьим расценивалась как восстание против Бога. Увы, достойными анафемы оказалось большинство священнослужителей.

Фактически священство было посредником между высшей властью государства и народом. Именно в церкви существовало постоянное напоминание прихожанам о сакральном характере царской власти – в молитвах о Государях и членах их семей. Кроме того, с амвонов читались царские указы и манифесты. Никакой иной публичной формы оглашение воли высшей власти в России не существовало. И как только она исчезла, рухнула вся государственная система».

(Андрей Савельев — Русская идеология)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s