Валерий Шамбаров: «Восстановить прерванную православную традицию»!


pic_16979bed

Вторая седмица Великого Поста называется Неделей Торжества Православия. В наше время священнослужители в воскресных проповедях обычно поясняют, что этот праздник установлен в 843 году в Византии, когда св. императрица Феодора окончательно низвергла ересь иконоборчества и восстановила православные каноны Церкви. Диакон Андрей Кураев характеризует его, как «день памяти победы над последней из больших ересей эпохи Вселенских соборов».

Но стоит отметить, что до революции в годичном цикле богослужений Неделя Торжества Православия занимала совершенно особое место, для нее существовал специальный чин, и данный праздник считался чрезвычайно важным, отмечался в нашей стране ярко и величественно. Обратимся к дневникам святителя Николая Японского, описавшего этот обряд 1 марта 1870 года в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга:

«Собор был залит народом; то было живое море, тихо, без шума колебавшееся тем колебанием, когда на море видны только легкие струйки. Если в Пасху собор вмещает… до 20 тысяч народу, то сегодня, наверное, было не меньше 15 тысяч… Трогательно зрелище такой массы народа, стоящей как один человек в молитвенном духе пред Лицом Всевышнего!… Но что за трогательная и торжественная минута, когда, в конце молебна, протодиакон (Пятницкий) взошел на кафедру и запел: «Кто Бог Велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, Творяй чудеса Един!»

То настала минута, единственная в году, когда Церковь, как Богоучрежденное Общество, торжественно повторяет свои Правила, свой Символ, и торжественно же заявляет, что все, кто не хотят держаться этих правил, отвергаются ею, как не ее члены, а чужие ей, прежде ее слова сами собою уже отлучившиеся от общения с нею… По прочтении Символа протодиакон громогласно прочел: «Сия Вера Православная, сия Вера Отеческая, сия Вера вселенную утверди!» То – твердый голос Церкви, провозглашающей свои правила; нет в нем мягких нот, нежных звуков; нет надежды врагам Церкви на слабость ее, малодушные уступки и сделки; веяние Духа Божия, сказавшего: «Врата адова не одолеют ей!», слышится и ощущается во время того пения.

По восхвалении Бога, Зиждителя Церкви, и Святых Отцов, богозданных столпов ее, протодиакон стал провозглашать: «Неверующим в Бога — Творца вселенной, а мудрствующим, что мир произошел сам собой и держится случайно, — анафема! Неверующим в Искупителя и Искупление — анафема! Неверующим в Святаго Духа — анафема! Не верующим в Святую Церковь и противящимся ей — анафема! Не почитающим святые иконы — анафема! Изменникам Отечеству и Престолу — анафема!» При каждом провозглашении слышалось троекратное пение слова: «Анафема!»

Боже, что за впечатление этого пения!… Слышится голос невидимых певцов, подтверждающий голос Церкви, отлучающий несчастных, уже отлучивших себя самих; но то – голос, растворенный печалью и любовью; то – рыдающая мать, отвергающая своих недостойных детей, но еще не без надежды для них; им вслед звучит нота материнской любви, без слова зовущей их опять на лоно матернее – не опомнятся ли несчастные, не тронет ли их скорбь матери, не оглянутся ли они на свое положение и не познают ли весь ужас его? Без слез, без рыданий невозможно было слушать это трогательное «Анафема!»… Это чудное, и грозное, и любвеобильное «Анафема!» еще звучит у меня в ушах, им полна моя душа, и я плачу в сию минуту слезами умиления».

Как видим, богослужебный праздничный чин Недели Торжества Православия традиционно, еще по канонам, пришедшим в нашу страну из Византийской империи, включал в себя утверждение Символа и догматов Святой Церкви, а наряду с этим – анафему безбожникам, еретикам, к которым однозначно приравнивались также изменники Отечеству и Престолу.

Представляется важным подчеркнуть совпадение, что в последний раз данная служба совершалась в России 19 февраля (4 марта) 1917 года. Революция началась через четыре дня после этого, как раз в Неделю Торжества Православия. Таким образом, все лица, инициировавшие и поддержавшие переворот, заведомо попадали под вечное проклятие. Стоит ли удивляться последующим бедствиям?

В 1918 году описанный чин с анафемствованием безбожников и изменников по понятным причинам уже не служился. У власти находились большевики, и подобный обряд означал бы открытый вызов им со стороны иерархов Церкви. Но и решений об отмене традиционного обряда празднования Недели Торжества Православия в материалах Поместного Собора 1917 – 1918 гг. найти не удается. Очевидно, он был упразднен «явочным порядком», поскольку его сочли слишком опасным, и священнослужители не желали навлекать репрессии на себя и паству.

Однако сейчас таких причин давно уже нет. А духовная суть древнего чина празднования Недели Торжества Православия представляется по-прежнему ключевой для сохранения и укрепления Христовой Веры. Мало того, в наши дни она становится весьма актуальной в связи с нарастающими внешними и внутренними угрозами для безопасности нашего Отечества. Поэтому мы, православные миряне, обращаемся в Священный Синод Русской Православной Церкви с настоятельным прошением рассмотреть данный вопрос и восстановить в богослужебных канонах прерванную дореволюционную традицию – столь важную и никем не отмененную. Ведь это необходимо именно для Торжества Православия.

Источник

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s