Заключение комиссии Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова (выдержки)


ostorozhno-sekta

Заключение экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой – Л. Н. Емельяновой

Комиссией были изучены следующие материалы:

1. Аудиозапись беседы с В. А. Крашенинниковой, изданная на компакт-диске в 2007 г.;

2. Книга В. А. Крашенинниковой «Посланный Богом» (Челябинск, 2007);

3. Книга Л. Н. Емельяновой «Бог говорит избранникам своим…» (Великие Луки, 2006),

4. а также различные материалы, размещенные на Интернет-сайтах.

 

«Святыми, – говорится в нем, – Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых (т. е. вхождение в Царство Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда».

В этом докладе напоминаются три главных признака, которые, по свидетельству Константинопольского Патриарха Нектария, еще в XVII в. признавались необходимыми условиями присутствия истинной святости:

• православие безукоризненное;

• совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

• проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

Комиссией установлено следующее:

Cубъектом религиозного почитания группы лиц, объединившихся вокруг В. А. Крашенинниковой, является ее сын – Крашенинников Вячеслав Сергеевич (1982 – 1993), умерший в отроческом возрасте, как сообщается матерью, от «неустановленной болезни» и похороненный на кладбище г. Чебаркуля.

Православная Церковь всегда с большой осторожностью относилась к подобного рода явлениям: во-первых, потому, что помнила предупреждение Спасителя о последних временах и о появлении лжехристов и лжепророков, призванных «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф., 24: 24); во-вторых, потому, что носителем даров Святого Духа в данном случае выступает ребенок, при том, как свидетельствуют родные, едва ли не с пеленок. (2, стр. 7).

Скрупулезный анализ высказываний умершего мальчика заставляет усомниться в безукоризненности его православия, как говорит об этом святитель Нектарий Константинопольский.

Необходимо оговорится сразу, что экспертная комиссия не в состоянии установить, какие высказывания В. Крашенинникова действительно принадлежат ему, а какие являются позднейшими вставками – оттого, что никаких письменных свидетельств, за исключением отрывочных записей в записной книжке и школьных тетрадях, им не оставлено. То немногое, что было, как пишет В. А. Крашенинникова, таинственным образом исчезло сразу после похорон. (2, стр. 21). Отличить подлинник от подлога в этой ситуации практически невозможно, поэтому, говоря о высказываниях мальчика, комиссия имеет в виду высказывания, приписываемые ему в опубликованных книгах.

Следует отметить также, что никакого систематического изложения религиозных взглядов Вячеслава Крашенинникова не существует.

То, что предлагается книгами В. А. Крашенинниковой и Л. Н. Емельяновой в качестве «откровений» «святого отрока», на деле является эклектической «солянкой» – смесью древних ересей, суеверий, современной космической фантастики и околоправославного фольклора.

Например, В. А. Крашенинникова сообщает:

«Однажды… Славик подошел ко мне, и, глядя на меня своим пронизывающим взглядом, очень серьезно сказал: «А знаешь, мамочка, мне ведь и вправду очень много-много лет. Я очень древний!» Он рассказал мне, что помнит себя до рождения: «Была полотняная дорога, я несся по ней с огромной скоростью и остановился только у глубокой пропасти, она была без дна, из нее никак не выберешься. А рядом с собой я увидел высокого человека, одетого как бы в монашеские одежды. На самом кончике указательного пальца у этого человека висела маленькая, горящая лампадка. Случайно чуть-чуть отогнувшийся край одежды открыл ослепительный свет, на который невозможно было смотреть. Этот человек спокойно перешагнул через пропасть и остановился на другой стороне. Повернувшись ко мне, он внимательно посмотрел на меня и сказал: «Прыгай!» Я разбежался, прыгнул и еле-еле удержался на противоположном краю пропасти. Потом я остался один, прошел немного вперед. Свернул в сторону на какую-то твердую, темную дорогу, как тоннель и… оказался у тебя, мамочка!» Славик помнил, как он собирался сюда, к нам: «Пресвятая Троица и мои друзья дали мне понемногу от себя силы. И я отправился к вам сюда на грешную Землю»… Когда Славочка умирал, он видел того же человека в темной, похожей на монашескую, одежде, которого помнил еще до своего рождения» (1, стр. 17-18, 125).

Если отнестись к этому свидетельству серьезно, то речь здесь идет об очень древней, коренящейся в философии Платона, ереси оригенизма о предсуществовании человеческой души, осужденной еще в VI веке V Вселенским собором – ереси «художественно» изложенной, но, тем не менее, легко узнаваемой.

«Церковь, наученная Божественным Писанием, утверждает, что душа произошла вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена», – было определено Собором.

В том же фрагменте, приводимом Крашенинниковой, легко можно заметить начаток своеобразного и кощунственного «комплекса Христа», о чем будет сказано ниже.

Другая ересь – о предрешенности человеческого существования, – имеющая древние гностические корни (Василид, Валентин и др.) и лежащая в основе современного протестантизма, также озвучена Л. Н. Емельяновой в качестве «откровения» Вячеслава Крашенинникова:

«Праведные пусть делают правду, неправедные пусть делают неправду, на Небе все решено, ничего ни остановить, ни изменить нельзя…» (1: 151).

Правда, в другом месте Вячеслав говорит нечто прямо противоположное:

«Славик говорил, что даже убийца может стать святым, если сильно каяться в своих грехах и больше не делать их». (1, стр. 162).

То, что в данном случае концы с концами не вяжутся, Л. Н. Емельянова просто не замечает.

Для сравнения приведем здесь высказывание знаменитой болгарской прорицательницы Ванги (Вангелии Гущеровой, 1911-1996), также считавшей себя православной и даже построившей храм у себя на родине.

«Не думайте, что вы вольны делать, что хотите, в действиях своих никто не свободен, и все предопределено. Можно лишь испытывать чувства: радости от доброго поступка, горечи и раскаяния от дурного… Никто не переборет судьбу. Жизнь человека строго предопределена». (5, стр. 281).

Развивая до конца эту логику, можно дойти до утверждения, что Бог творит как добро, так и зло. Такой фатализм, лежащий в основе многих гностических систем, в корне противоречит православному вероучению. Ереси предопределенности буквально с первых веков христианства противостояли наши Святые Отцы.

 

Кто же говорил устами малолетнего Вячеслава Крашенинникова?

«Виновник всех ересей и заблуждений, апокалипсический дракон, древний змий, обольщающий всю вселенную (Апок., 12: 9), этот змий, несмотря на всю свою несомненную талантливость и обширную практику в течение 7419 лет, очень часто, можно даже сказать постоянно повторяется», – написал в свое время священномученик Илларион (Троицкий). Написал совершенно верно. (4).

«Славочка не разрешал вливать ему чужую кровь… Славочка говорил, что с чужой кровью в человека входят и чужие грехи, но кровь-то все равно не приживается, не соединяется с родной кровью, так как она мертвая». (1, стр. 113).

«Перед самой кончиной, когда Славику стало очень тяжело, он обратился к иконе Спасителя и глядя прямо на лик Христа, сказал с сомнением: «Вот я умираю… А может смерть напрасна? И муки все мои напрасны? Может Тебя вовсе и нет? И все это напрасно?…» (1, стр. 124).

Всякая человеческая слабость извинительна; тем более, если это – слабость измученного болезнью ребенка. Но как можно в таком случае выставлять его великомучеником, помещать в один ряд, в частности, с боголюбивыми отроковицами Верой, Надеждой и Любовью, принявшими за Христа смертную муку, но не усомнившимися в Его существовании?

Очень двусмысленно отношение к Церкви самой Валентины Афанасьевны Крашенинниковой – по ее собственному признанию, она долго не решалась крестить сына, в частности, потому, что ей не нравились новые храмы и молодые священники: «Ведь я привыкла к другим Церквям, старинным, с настоящими иконами, с настоящим, пожилым батюшкой, а здесь… молодой, улыбчивый… Нет, совсем не так я представляла крещение своего сына. Виделась другая церковь, «настоящая», да и батюшка другой – «настоящий»…». (1, стр. 19).

Критерий подлинности для В. А. Крашенинниковой только один – возраст храма, иконы, священника. Чем старше, тем подлиннее. В итоге: Вячеслав Крашенинников был крещен в возрасте пяти с половиной лет в «настоящей» церкви. (1, стр. 288).

Никакого отношения к Православию не имеют и духовные советы «святого отрока», часто совершенно нелепые:

«Славик… сказал, что в доме нельзя держать собак – это грех, что собаки должны жить во дворе». (1, стр. 137).

«Птиц убивать нельзя – птицы участвуют в сотворении времени – убивая птиц, – сокращаем время…» (1, стр. 151).

Это высказывание, на наш взгляд, также вполне еретично, поскольку прямо противоречит духу и букве Евангелия.

«Все произошло от Него и без Него ничего не произошло», – говорит святой тайновидец Апостол Иоанн Богослов. (Ин., 1: 3).

«Ибо, – комментируя этот фрагмент, пишет св. Ириней Лионский, – Он ни в чем не имеет нужды, но Словом и Духом Своим все творит, всем располагает и управляет и всему дает бытие…» (6, стр. 85).

Еще «совет» «святого отрока»:

«Нельзя собирать маски, черепа, фантастические книги и т. д., потому что в них поселяются злые духи, а Икон Спасителя, Матери Божией и ликов святых злые духи не выдерживают. Не любят они и горящие восковые свечи, запах ладана, а особенно – Воскресную молитву, от которой начинают метаться и исчезают». (1, стр. 137).

Сказанное, конечно, не ересь, а, скорее, специфическая провинциальная дремучесть, круто замешанная на околоправославном фольклоре, не имеющем никакого отношения к святоотеческому Православию. Впрочем, можно разглядеть в этом и начаток магизма.

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом», – ясно и недвусмысленно сказал о бесах Спаситель. (Мтф., 17: 21).

Не святых икон самих по себе, а молитв, обращенных к Спасителю и Богоматери, изображенных на них, боятся бесы, иначе не могли бы они искушать подвижников даже в монашеских кельях. И уж, конечно, не горящие свечи и не запах ладана гонят их; напомним, что ладан в свое время воскурялся и перед алтарями языческих богов. Вожженные свечи и запах ладана свидетельствует о богослужении, т. е. о вознесении молитв ко Господу – именно этого не выносят бесы.

«В космос летать нельзя, потому что из космоса, когда ракета летит на землю, несет за собой невидимые кристаллы, которые задерживаются в одном из слоев атмосферы, причем они имеют способность делиться. При определенных условиях, созданных человеком, они в конечном итоге упадут на землю и все, что попадет под них, раздавят. Если попадет под эту кристаллическую решетку человек, то получится на вид как бы куча льда, смешанная с кровью. Таять такой лед не будет». (2, стр. 16).

Сказанное, ввиду полной несуразности, вообще не нуждается в комментарии.

Такое же отношение к Православию имеют и апокалиптические «пророчества» «святого отрока», часть которых явно фантастична, навеяна, по-видимому, западными фильмами и средствами массовой информации, вроде появления динозавров по всей земле (1, стр. 277) или возгорания сернистых газов на дне Черного моря (2, стр. 29), а часть – например, о Кавказской войне (1, стр. 252) или о взрыве «двух больших домов в Америке» (2, стр. 23) откровенно подложна, т. е. появилась задним числом, post factum самого события. Правда, существуют и, так сказать, эксклюзивные «пророчества», например такие:

«Все гигантские строения провалятся под землю». (2, стр. 30);

«При приходе Господа Ангелы будут носить огромные куски земли по воздуху и закидывать провалы, образовавшиеся на поверхности Земли, выравнивая земную поверхность. Если бы человек посмотрел на это действие, то он не увидел бы Ангелов, а увидел бы летящие по небу глыбы земли. В конечном итоге перед Новой жизнью с Господом Земля станет практически равнинной». (1, стр. 255-256).

 

«Святые старцы, – напоминает свт. Игнатий (Брянчанинов), – советуя вспоминать о предметах невидимого мира, воспрещают изображать их в уме мечтою: предметы эти совсем не таковы, какими рисуются они в воображении человека плотского и страстного. Дозволение себе мечтательности есть отверзтая дверь в область лжи – этого непременного условия и начала погибели человека; дозволение себе мечтательности есть отступление от истины и произвольное самообольщение». (3, стр. 125).

Читая «откровения» «святого отрока» понимаешь, насколько прав святитель Игнатий, и как далеко могут завести мечты легкомысленного фантазера.

Сущностно неправославна демонология Вячеслава Крашенинникова.

Связано это, по-видимому, с естественной впечатлительностью ребенка и некритичным восприятием им, в частности, западных фильмов, хлынувших в нашу страну именно в период отрочества Вячеслава.

Нам удалось установить смысловое заимствование, по крайней мере, из трех западных фильмов.

«Славик говорил, что инопланетяне живьем людей уволакивают и используют их как рабов, у них есть много мест, где в рабстве работают «пропавшие» люди». (1, стр. 80).

На этом построен сюжет художественного фильма режиссера Дона Коскарелли «Фантазм» (1979 г.), ставшего кинематографической классикой.

«Еще Славочка говорил, что ученые не все поверят «их» чудесам, и это заставит их сделать такой прибор, который позволит ученым среди людей распознавать так называемых инопланетян, то есть воплотившихся бесов, которые очень и очень страшные. В этом приборе все поддельное «под человека» у бесов будет видно как на рентгене, вся их внутренняя сущность. Таковых окажется множество, ученые просто ужаснутся… Так в мире появится информация, подтвержденная учеными о том, как и что происходит с подменой людей. Будет сделано много таких приборов, и они будут очень полезны для людей…» (1, стр. 82-83).

Это – не очень грамотный пересказ художественного фильма другого известного американского режиссера Джона Карпентера «Они живы» (1988 г.).

«Славик говорил, что когда инопланетяне берут у человека кожу, якобы на анализ, то потом, на самом деле, из маленького кусочка кожи выращивают целый пласт человеческой кожи, которой обтягивают себя. Они готовятся опуститься к нам большим количеством под видом инопланетян, гонимых «злыми космическими силами», а на самом деле Богом, но их настоящий вид будет сильно замаскирован и действовать в реальном мире они станут под видом настоящих людей, а иногда будет происходить страшная «подмена» – вместо украденного человека появится «этот», полностью внешне неотличимый от настоящего человека, а украденные люди будут или уничтожены, или в рабство отправлены».

Этот рассказ-пророчество можно считать отчасти и позднейшей вставкой: помимо отсыла к упомянутому фильму Карпентера, он представляет собой лексический «ремейк» фильма Дэвида Туохи «Прибытие» (1996 г.).

Если допустить, что Вячеслав Крашенинников и не смотрел этих фильмов (что, конечно, согласуется, с его «православностью»), то наверняка он слышал их обсуждение одноклассниками, тем более, что ребенком он был очень общительным.

Еще «Славик сказал…, что на Луне очень много бесов… Только они сейчас могут показывать фокусы на Луне, и на небе, и как бы на Солнце». (2, стр. 15).

Православное вероучение, напротив, настаивает на духовной природе бесов, которым, конечно, не нужны «базы» на Луне.

Совершенно фантастичны представления Вячеслава Крашенинникова о мироздании.

«Земля действительно круглая, – рассказывал он матери и каким-то загадочным ученым, приехавшим пообщаться с чудо-ребенком. – Только она на самом деле гораздо больше и не вертится, а то, что люди представляют под своей планетой, это только ее маленькая часть. И часть эта плоская… Еще внутри Земли много больших пустот, …люди не могут их обнаружить, потому что они скрыты под слоем радиоактивного песка». (1, стр. 78).

С западным и вестернизированным восточным кинематографом связан интерес Вячеслава Крашенинникова к динозаврам: именно в конце 1980-х г. г. в СССР появились художественные и мультипликационные фильмы о динозаврах («Годзилла» и проч.). Могли ли они не повлиять на впечатлительного ребенка? Разумеется, могли.

«Под землей, – поведал нам Славочка, – есть огромные пустоты-пространства, где течет чистая-чистая вода, а растения очень мягкие. Те динозавры, что жили на земле, ушли под землю. Из-за подземных ядерных взрывов они сейчас очень больших размеров и набирают силы. В стенах подземного пространства очень много яиц динозавров. Когда климат пойдет к потеплению, земля откроется, и они выйдут на поверхность. Они разные – травоядные и хищные. Хотя они будут на земле не очень долго, но успеют натворить очень много бед. Через некоторое время земля снова откроется, и они уйдут под землю теперь уже навсегда и никогда больше не появятся. Ученые не могут просмотреть подземельные пространства-пустоты, где живут динозавры, так как мешает слой радиоактивного песка». (2, стр. 45).

К сожалению, мама не смогла разглядеть за фантазиями сына обыкновенной мешанины из западно-восточных блокбастеров и «Плутонии» В. Обручева, и теперь навязывает эти детские фантазии в качестве мистических «откровений».

Интересно, какое бы место в религиозной доктрине группы Крашенинниковой-Емельяновой заняли, например, черепашки-ниндзя, если бы и о них упомянул «святой отрок»?

Сообразуясь с вышесказанным, можно сделать вывод о том, что ни о каком «безукоризненном православии» ни Вячеслава Крашенинникова, ни его последователей речи быть не может.

Но существуют и другие настораживающие моменты.

Так, группой В. А. Крашенинниковой – Л. Н. Емельяновой Вячеслав Крашенинников кощунственно идентифицируется либо с кем-то из великих святых, имеющих прийти на Землю в последние времена, либо с самим Господом Иисусом Христом. Выскажем предположение: поскольку о детских годах Господа Иисуса Христа практически ничего неизвестно, помянутой группой может создаваться своеобразный апокриф, призванный заполнить историческую и религиоведческую «лакуну». Правда, формально поклонницы «отрока Вячеслава» пытаются отнекиваться:

«К Славику приезжали как-то экуменисты… Договорились экуменисты до того, что Славик и Христос – одно и то же, а значит, говорят они, вы должны знать, какой должна быть и мать Славика. Вот так и поучали. Но для меня Славик – сын. Мой сын. А кто он есть на самом деле – доподлинно только Богу ведомо». (1, стр. 190).

И тем не менее:

«Однажды… на небе после дождя появилась радуга, а затем мальчики увидели яркое свечение от плеч и вокруг головы Славика, которое продолжалось примерно 40 минут…» (2, стр. 13).

О сформировавшемся у отрока «комплексе Христа» свидетельствуют следующие его высказывания:

«У меня все для вас, для себя даже крошечки нет!» (1, стр. 175).

«Когда вы узнаете, кто я есть на самом деле, то сначала сильно испугаетесь оттого, что так запросто обращались со мной, а потом будете мною гордиться. А еще, мне многие сильно позавидуют». (1, стр. 150).

«Когда пойдет шум из Лавры, и найдут древнюю Книгу пророчеств в Троице-Сергиевой Лавре, там будет написано, кто я…» (1, стр. 283).

«Когда я приду к Ним обратно, Они скажут: «Как же ты все это вытерпел?» А я подниму рубашку и буду им свои раны показывать». (1, стр. 122).

Такое самолюбование также лежит вне святоотеческой традиции Православной Церкви. Об истинно христианской кончине повествует «Отечник» святителя Игнатия (Брянчанинова):

«Когда настало время кончины аввы Агафона, он пребыл три дня без движения, имея отверстыми глаза и содержа их в одном направлении. Братия толкнули его, сказав: «Авва! Где ты?» Он отвечал: «Предстою суду Божию». Братия сказали ему: «Отец! Неужели и ты боишься?» Он отвечал: «Хотя я старался всеусильно исполнять заповеди Божии, но я человек и не знаю, угодны ли дела мои Богу». Братия сказали: «Неужели ты не уверен, что дела твои благоугодны Богу?» Старец сказал: «Невозможно удостовериться мне в этом прежде, нежели предстану Богу: потому что иной суд Божий и иной – человеческий»…» (3, стр. 64).

«Пимен Великий говаривал братии своей: «Уверяю вас: куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня»…» (3, стр. 380).

И, напротив, именно о еретиках сохранились свидетельства, как о высоко надмившихся людях:

«Они провозглашают себя совершенными, так что никто, ни – даже Павел или Петр или другой кто из апостолов, не может сравниться с ними по величию знания…» (6, стр. 59).

Еще «Славик сказал, что после его кончины ему лучше будет удаваться излечивать болезни глазные, нервные и помогать раковым больным, а находиться он будет там, где Богу хвалу поют. А чтобы я за него не беспокоилась (т. е. не молилась – К. П.), он будет приходить и помогать нам и после своей кончины…». (1, стр. 122).

В книге Л. Н. Емельяновой приводятся свидетельства о таких посмертных явлениях. О кончине жены рассказывает житель Чебаркуля Геннадий Кунгурцев:

«Жена сказала: «Геннадий, сегодня ночью ко мне в палату пришел Славик и сказал: «Тетя Шура, приготовьтесь, в эту субботу вы умрете, не бойтесь, я помогу вам проходить мытарства»…» (1, стр. 200).

Другое видение было детскому другу В. Крашенинникова Антону Клыкову после тяжелой операции:

«Антоном вдруг овладело какое-то странное состояние: ни явь, ни сон…, а вокруг него начала стягиваться тьма. Он подумал, что умирает; раз становится так темно. Вдруг появилась полоска очень яркого света. Свет становился все ярче и ярче и увеличивался в размерах. Когда глазам стало больно от света, он увидел в этом сиянии улыбающегося Славика, одетого в длинную одежду, как бы в девчоночью ночную рубашку. Когда Славик немного повернулся, то за спиной его стали видны большие светлые крылья, которые из-за яркого света невозможно было хорошо разглядеть. Антон спросил Славика: «Для чего ты так нарядился?» Но Славик молча смотрел и улыбался. И вдруг Антон вспомнил, что Славик умер, значит он пришел оттуда, с Неба?! Юноша стал умолять Славика, чтобы он взял его с собой, а Славик улыбался и покачал головой, мол, нет, и начал вместе со светом отходить. Видение исчезло, а Антон за несколько дней уснул впервые спокойно, и без боли». (1, стр. 142).

Поражает неадекватность людей, их неспособность трезво оценить ситуацию: не секрет ведь, что перед операцией, а часто и после нее, тем более смертельно больным пациентам в качестве обезболивающего вводятся легкие наркотики: таким образом, видения вполне объяснимы их воздействием и совсем необязательно искать за всем этим что-то чудесное. Еще в XIV веке Уильямом Оккамом был сформулирован важнейший гносеологический принцип, ставший краеугольным камнем современного рационализма: «Не умножать сущности без необходимости», т. е. не пытаться вводить новые понятия до тех пор, пока не исчерпаны возможности старого понятийного аппарата. Последователи В. Крашенинникова готовы «умножать сущности» безо всякой нужды.

Правда, имелись и чудесные явления: в книге Л. Н. Емельяновой помещен рисунок «Явление Матери Божией с отроком Вячеславом» с маловразумительным пояснением: «Рисунок сделан по рассказу схимника N». Рассказывается и о хрестоматийном случае бесовской прелести: загадочному схимнику N. по его молитве в декабре 2002 г. явилась Божия Матерь вместе с «отроком Вячеславом» и сказала: «Се оставляю вам отрока во спасение и милость. Многим странам и языкам от России спасение чрез отрока сего – Вячеслава…» Далее последовали удивительные совпадения, убедившие схимника (а затем и «вячеславовцев») в подлинности чуда (1, стр. 299). Л. Н. Емельянова целую главу в своей книге посвятила Фатимскому явлению Божией Матери и часть пророчеств, данных Ею португальским девочкам, прямо отнесла к Вячеславу Крашенинникову. (1, стр. 289-297).

«Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть, – основательно предупреждал святитель Игнатий (Брянчанинов). – Нам надо знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов». (7, стр. 347).

«Опытнейший инок, хотя бы он провел столетие в иноческих опытах, недостаточно опытен в сравнении с падшим ангелом, которого опытность в борьбе со служителями Божиими изощрена целыми тысячелетиями», – писал он же. (7, стр. 337).

Отметим, что важнейший святоотеческий принцип напрочь забыт визионерами, удостоенными посещения «отрока Вячеслава»:

«Общее правило для всех: никак не увлекаться явлениями из мира духов, признавать такое явление тяжким искушением для себя. Ангелы являются одним святым человекам, и одни святые способны, будучи просвещаемы божественною благодатью, различать святых ангелов от диаволов. Диаволы, являясь человекам, наиболее облекаются в вид святых ангелов, окружают себя всевозможною благовидностью, чтобы тем удобнее обольстить, обмануть и погубить неопытных, самомнительных, глупо-любопытных. Великое бедствие вступить в общение с демонами, принять в себя впечатления от них, даже подчиниться одному влиянию их, которое, будучи привлечено собственным произволением человека, имеет особенное действие». (3, стр. 34).

«Однажды, – сообщает Л. Н. Емельянова, – Валентина Афанисиевна услышала разговор в комнате Славика, удивилась, подошла. Славик сидел за столом и громко говорил на каком-то языке. Тут уж она испугалась, что с ребенком?.. Тихо спрашивает: «Славочка, что с тобой? На каком языке ты говоришь? – «На каком языке Иисус Христос говорил, мамочка!». – «Да?». Странно, стыдно, совестно не поверить, так как на тебя смотрит мир небесный очами ребенка, которые видят тебя насквозь, что ты и кто ты…» (1, стр. 55-56).

«Славик мог разговаривать на других языках. Я видела, что животные, птицы и растения его понимают. Когда я поинтересовалась: «Славик, что это за язык, на котором ты порой разговариваешь? Я такого нигде не слышала». Он ответил: «Это неземной», – вспоминает В. А. Крашенинникова. (2, стр. 22).

«Однажды моя знакомая принесла пышный гладиолус. Славик подбежал, посмотрел и быстро убежал прочь от цветка. Я потом его спросила, почему он так поступил? Он ответил, что цветок ему пожаловался, что он бы еще пожил, если бы его не срезали». (2, стр. 14).

Помимо особых лингвистических дарований Вячеслава Крашенинникова приведенные цитаты свидетельствует о язычески-сказочном мировосприятии как самого мальчика, так и его мамы. Как может это соотноситься с православным вероучением, «разъязычивающим» сознание, отрицающим наличие разумной души у животных и растений?

Далее выясняется, что Вячеслав умел разговаривать не только с животными и растениями:

«Славик говорил, что так называемые «инопланетяне», то есть бесы, не любят мрамор, потому что он живой, у него есть пульс. Поэтому мы на могилку Славочке постарались поставить мраморный памятник». (2, стр. 23).

Отношение к Вячеславу Крашенинникову как своеобразному «заместителю Христа» отчетливо сформулировано в книге Л. Н. Емельяновой. По ее мнению, именно о Крашенинникове говорится в апокрифических пророчествах свв. Серафима Саровского, Государя Николая Второго, Фатимских пророчествах Божией Матери… (1, стр. 289-298). Она пишет:

«Главным предназначением Славика была борьба со злыми духами, он так несколько раз сам говорил». (1, стр. 149).

«Отрок Вячеслав жил так, что всего себя без остатка отдавал другим, все свои удивительные дары от Бога отдал нам, а себе не оставил ничего». (1, стр. 118).

Есть и другие – безапелляционные – оценки:

«Умер наш Славик, не дожив до 11 лет. Может, он пострадал за наши грехи? Конечно». (1, стр. 199).

В этой ситуации раннюю смерть Вячеслава Крашенинникова иначе, как промыслительной, назвать невозможно: именно смерть, по неисследимой милости Божией, прервала развитие, распространение греха. Легко вообразить, кем вырос бы Вячеслав, обладавший с детства самоощущением «великого святого».

«Люби труд, подчиняй себя всем, имей уста заключенными – и стяжешь смирение, – говорил великий подвижник благочестия св. Антоний Великий. – Истинное смирение доставляет человеку прощение всех грехов его». (3, стр. 31).

Отдельного рассмотрения заслуживают экстрасенсорные способности Вячеслава Крашенинникова – именно так квалифицировал их в 1992 г. настоятель чебаркульского храма о. Владислав Катаев. (2, стр. 57).

Как это часто происходит, они обнаружились после черепно-мозговой травмы, полученной Вячеславом Крашенинниковым в раннем детстве. После этого он начал слышать «голос».

«Я была ошеломлена, – вспоминает В. А. Крашенинникова, – …Спросила сына: «Давно ли с тобой «разговаривают?». Он ответил, что, сколько себя помнит, всегда с ним разговаривает один и тот же голос… Когда Славику исполнилось пять с половиной лет, я от него узнала, что он любит Бога больше всех, что слышит женский голос, который ему все рассказывает, что этот голос живой, а наши голоса рядом с ним, словно мертвые, что он видит прошлое, настоящее и будущее». (2, стр. 9).

«Когда мы со Славой остались вдвоем, то он мне поведал, что видит все внутренние органы людей и знает, о чем люди думают, что он видит все заболевания в самом начале… Он сказал, что знает мысли нашего президента, американского президента, да и вообще мысли всех людей знает, …что секретов для него не земле совершенно нет».

Слышание «голосов» – явление давно и хорошо известное как религиоведам, так и практикующим врачам-психиатрам (т. н. вербальный псевдогаллюциноз). Не редкость, когда «контактеры с Высшим Разумом» с подачи потусторонних советчиков становятся организаторами религиозно-оккультных групп. Православная традиция однозначно остерегает от легкомысленного восприятия такого рода феноменов, в известных случаях квалифицируя их даже как бесоодержимость. В случае с Вячеславом Крашенинниковым, по-видимому, речь может идти о сугубо медицинской проблеме, правда, переросшей узко-медицинские рамки – вследствие почти профессиональной «раскрутки» нового культа силами, враждебными Православной Церкви, стоящими за формальными руководителями В. А. Крашенинниковой и Л. Н. Емельяновой. Но вынесение окончательного вердикта возможно только после консультации с квалифицированными врачами. Отметим лишь одну особенность: деятельность Вячеслава Крашенинникова пришлась как раз на тот период, когда в СССР появился целый выводок детей-медиумов, говорящих и пишущих под диктовку «голосов». Среди самых известных: Ника Турбина (род. в 1974 г.) и Вика Ветрова (род. в 1979 г.). Православная московская поэтесса Нина Карташева, говоря о юных литературных дарованиях, отмечала:

«В последнее время все больше меня поражает явление, которое иначе, как медиумизмом , а точнее – одержимостью, не назовешь. Причем этот феномен с каждым годом приобретает все более широкие масштабы… Таких детей за семь лет прошло перед моими глазами немало». (5, стр. 84-85).

Правда, функционеры группы Крашенинниковой-Емельяновой осведомлены о том, что контакты с т. н. экстрасенсами не благословляются Церковью, и поэтому сделали упреждающий шаг: сами «обследовали» Славика на предмет наличия экстрасенсорных способностей в соответствующем московском паранаучном Центре. «Обследование» показало, что никаких экстрасенсорных способностей у ребенка нет. Откуда же тогда способность диагностировать и исцелять? Понятно – от Бога. Матери Вячеслава даже в голову не пришло, что «специалисты» Центра – сами «продвинутые» экстрасенсы – просто могли слукавить, чтобы не спугнуть не очень компетентную женщину.

В. А. Крашенинникову и Л. Н. Емельянову не смущает, что при описании целительных сеансов ими используется лексика, свойственная «продвинутым» экстрасенсам:

«Мамочка, злые духи постоянно атакуют человека сверху. Бесовская энергия в виде черных сгустков постоянно движется с большой скоростью, стараясь внедриться в человека, пробить его, а когда это у них не получается, то человек все равно испытывает резкую боль где-нибудь в своем теле, в том числе и в висках, как сейчас у тебя». (2, стр. 29).

«Валентина Афанасиевна попросила Славика продиагностировать меня… Слава начал перечислять мои болячки». (1, стр. 197).

«Как он лечил? Я могу только рассказать: Славик стоял на расстоянии, а от моей головы как будто что-то отходило в виде тонких ниточек». (1, стр. 198).

По свидетельству В. А. Крашенинниковой многие заболевания ее сын советовал лечить травами; рецептура некоторых таких «натуральных препаратов» дается в книге Л. Н. Емельяновой. Например, рак – вместо апробированной химиотерапии – рекомендуется лечить соком чистотела. При этом еще добавляется, что сок чистотела ядовит и при употреблении его может болеть голова и ухудшиться зрение. (1, стр. 323). Методы традиционной медицины при этом сознательно дезавуируются:

«Здесь, на Урале, особенно в гематологической больнице, просто работающий конвейер умирающих от лейкоза детей». (1, стр. 119).

Исцеления и чудотворения продолжаются и после смерти Вячеслава Крашенинникова: правда, они очень напоминают магические практики. Так, «благочестивые» паломники растаскивают на амулеты камушки, специально подкладываемые на могилу Вячеслава Крашенинникова группой его почитательниц.

«Младший сын рассказал, что на день рождения выпил, но тут позвонили с работы, чтобы он срочно прибыл, надо было быть трезвым, и он выпил воды, настоянной на камушках с могилки Славика, и моментально стал трезвым, как будто и не пил совсем». (2, стр. 61).

«После очередного медосмотра я, немного расстроенная, взяла камушки с могилки Славочки, приложила их к больному месту и несколько дней носила мраморные камушки на груди, часто взывая к Славочке… Эти несколько дней я чувствовала какое-то «обострение» или «движение» внутри больного места, но опять никуда не пошла, полностью положившись на волю Божию обо мне, а на очередном медицинском осмотре, месяца через три, врач-гинеколог сказал: «Вот видите, как важно пролечиться у специалистов, у вас все прошло!»…» (2, стр. 77).

«Много раз в году бываем у Славика на могилке. Дома всегда есть земля с могилки и святая вода с камушками, это наша скорая помощь – наше первое лекарство. Наше материальное положение улучшилось, у мужа появилась хорошая работа». (1, стр. 216-217).

Камушки с могилы Вячеслава Крашенинникова умеют «размножаться».

«Раздаю камешки, а они преумножаются. Валентина Афанасьевна дала паломникам 40 камешков. Одна из паломниц раздавала всем, и хватило всем, а паломников было 100 человек», – серьезно сообщает некая «монахиня Романда» из Задонска. (2, стр. 92-93).

Помимо камушков, целебной силой обладают земля и снег с могилы Вячеслава Крашенинникова. Землю на могилу постоянно приходиться подсыпать, поскольку ее тоже разбирают. Это и неудивительно, ведь земля с могилы при втирании в кожу не рассыпается, а впитывается, как мазь. (1, стр. 328).

«Как-то у меня сильно заболела нога – похоже на варикозное расширение вен. Иногда она побаливала, но тут же просто невыносимо разболелась. Я читаю вечерние молитвы, а от боли не знаю, куда и как ногу поставить, что делать? Достала пакетик с землей с могилки Славочки и пакетик с землей с Ганиной ямы, где были сожжены царственные мученики, покропила водой из снега с могилы Славочки, да еще эти пакетики привязала к ноге, так и дочитала правило, а только с того времени я забыла про боль в ноге. С тех пор рядом с крестиком на груди ношу ладанку с иконой Святого Серафима Саровского, а в ладанке маленький камушек с могилки Славочки и земля с канавки Богородицы. Как объяснила Славочкина мама Валентина Афанасиевна, ей старец об этом сказал, что в наше время недостаточно носить один крест, нужны или мощи, или еще какая святыня. Слава Богу, что дал нашей Сибирской и Уральской земле такую святыню – отрока Вячеслава». (2, стр. 78).

«Бесовщина – это страшное явление, заполнило многие стороны жизни. Но в нашей ситуации враг проник не только в душу, но и в тело нашего ребенка… Мы продолжали бороться за своего ребенка. Большое значение уделялось ежедневному (и не раз в день) окроплению дома святой крещенской водой и талой водой из снега с могилы Славика, а также употребление этой же воды внутрь как нашим ребенком, так и нами. Мы ежедневно, особенно на ночь, окропляли дитя святой водой (крещенской и от Славика) с крестным знамением и молитвой. Несколько раз в день жгли ладан, действие его на бесов давно известно, даже из поговорки… Наши беды продолжались, но изо день изо дня, медленно начали происходить положительные изменения…» (2, стр. 69).

«Валентина Афанасиевна попросила моего мужа напечатать одну религиозную статью на компьютере, но он так и не смог ее напечатать, другие материалы печатает нормально, а как начинает печатать эту статью, компьютер начинает «зависать». После того, как Валентина Афанасиевна окропила крещенской водой комнату и сказала моему мужу, чтобы, перед тем, как печатать материалы на религиозные темы, просил помощи у Славика, чтобы больше сбоев в работе компьютера не было». (2, стр. 61).

Естественно, соответствующим образом «наказываются» люди, не верящие в святость «отрока Вячеслава»: они могут заболеть, подпасть под влияние какой-либо «порчи». Однако, стоит им «уверовать», и болезни, и колдовские наития отступают. Случаи такие во множестве описываются в книге Л. Н. Емельяновой и, безусловно, преследуют «педагогические» цели, с одной стороны, пугая малодушных, с другой, поддерживая в «верных» нужный градус религиозного горения.

Группа В. А. Крашенинниковой – Л. Н. Емельяновой состоит преимущественно из женщин и ориентирована на женщин и детей с неустойчивой психикой. При том, что в полном здравии пребывает отец Вячеслава Крашенинникова, руководит «вячеславовцами» все-таки не он, а его супруга и ее верная сподвижница: в своих книгах, говоря друг о друге, они не жалеют патоки, при этом именуя визави непременно «матушкой». Сергей Вячеславович Крашенинников – отец «святого отрока Вячеслава Уральского и Сибирского» – поименования «батюшки» не удостоен. Как свидетельствует дореволюционный комментатор произведений св. Иринея Лионского протоиерей П. Преображенский, гностические ереси и во II веке имели успех преимущественно благодаря легковерию и поддержке женщин. (6, стр. 13).

….

Выводы:

Вышеизложенное свидетельствует о том, что вероучительная доктрина религиозной чебаркульской группы Крашенинниковой-Емельяновой, сложившаяся на основе устных изречений умершего в 1993 г. школьника Вячеслава Крашенинникова, не соответствует вероучению Православной Церкви.

«Православность» группы Крашенинниковой-Емельяновой имеет показной, формальный характер и призвана ввести в заблуждение духовно неопытных людей.

Бессознательно или осознанно группой предпринята попытка подменить святыню – лжесвятыней, Богооткровенную Истину – собственной Ее интерпретацией. Это позволяет квалифицировать группу Крашенинниковой-Емельяновой как псевдо-православную и апокалиптическую. В этой связи особенно настораживает то, что Л. Н. Емельянова, по собственному ее признанию, работает с детьми (1, стр. 325) и им рассказывает о «святом отроке», фактически вербуя их в свою группу.

Деятельность псевдо-православной, апокалиптической группы Крашенинниковой-Емельяновой, на наш взгляд, провоцирует религиозно немотивированное гражданское неповиновение и раскол среди православных верующих, что в условиях переходного периода в государственном строительстве и совершающейся оккультной революции представляет серьезную угрозу общественной стабильности и душевному здоровью людей.

Реклама