В борьбе за чистоту Православия, Церковь

Святитель Игнатий Брянчанинов. В чем состоит наше спасение


ignatiy-275

Давайте рассмотрим, в чем состоит наше спасение. По учению Церкви, хорошо выраженному св. Игнатием Брянчаниновым, наше спасение заключается в осознании своего падения, своего гибельного состояния, а значит и в осознании необходимости для нас Спасителя – Богочеловека Иисуса Христа, принятии Его, последовании Его Божественному учению и возвращении нашего общения с Богом. Вот ответ святого одному лицу: 

«Отчего не спастись, – пишете вы, – язычникам, магомета нам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые лю ди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Да! Это противно даже здравому разуму человеческому! – А еретики – те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, – это – и безумно, и крайне гордо!» Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий – разряд существ погибших. Погибель – удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззако нии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему, сетуя, во ад», – говорит св. патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе, целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшего! Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения – необходимо было искупление. Искуп ление рода человеческого было совершено не ангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ – совершено было Самим безпредельным Богом.

Казни – жребий рода человеческого заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: игрою в Господа нашего Иисуса Христа. Спросили Господа иудеи: «Что нам делать, чтобы творить дела Божий?» Господь отвечал им : Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин. 6, 28 – 29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом, при посредстве дарованных Им Таинств. Напрасно же, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад.

Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святой, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб язычники и магометане за то, что они кажутся вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам , средством, – верою в Искупителя? – Христиане! Познайте Христа. Поймите, что вы не знаете Его, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.

Вы говорите: «еретики те же христиане». Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знаю щий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью..

Сущность всякой ереси – богохульство. Святой Флавиан патриарх Константинопольский, запечатлевший кровью исповедание истинной веры, произнес определение Поместного Константинопольс кого Собора на ересиарха Евтихия в следующих словах: «Евтихий! доселе иерей, архимандрит, вполне уличен и прошедшими e го действиями и настоящими его объяснениями в заблуждениях Ва лентина и Аполлинария, в упорном последовании их богохульству, тем более что он даже не внял нашим советам и наставлениям к при нятию здравого учения. А потому, плача и воздыхая о его конечной погибели, мы объявляем от лица Господа нашего Иисуса Христа, что он впал в богохульство, что он лишен всякого священнического сана! нашего общения и управления его монастырем, давая знать всем, кто отныне будет беседовать с ним или посещать его, что они сам! подвергнутся отлучению». Это определение – образец общего мне ния Вселенской Церкви о еретиках; это определение признано всем Церковью, подтверждено Вселенским Халкидонским Собором. Ересь Евтихия состояла в том, что он не исповедовал во Христе по воплощении двух естеств, как исповедует Церковь, – он допускал одно естества Божеское. – Вы скажете: только?!..

Конечно, в ереси вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть, единственно, поэтому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святой – только! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульство, не разбойничает, не крадет, даже делает добрые дела естества падшего – он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему во спасении!… Вся причина последнего вашего недоумения, так как и всем прочих, – глубокое незнание христианства!

Богохульник не спасется! И те недоумения, которые вы изобразили в письме вашем, – уже страшные наветники вашего спасения. Их сущность – отречение от Христа! Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. – Займитесь чтением Нового Завета и святых отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, кот орых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования Приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство…

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (6, письмо 28).
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s