Апостасия

Как некоторые церковные деятели оценивали революцию 1917 года


Материал портала «Два града»:

786px-october1967_03

Патриарх Алексий, Митрополит Пимен, Митрополит Никодим, Архиепископ Алексий, архиеп. Питирим. Торжественный молебен по случаю 50-летия революции. Богоявленский собор, 5 ноября 1967 г.

Одобрение Революции октября 1917 года в России и ее результатов для России и Русской Церкви со стороны представителей массовой религии (православного модернизма). Вытекает из одобрения модернизмом революции как таковой и последовательно увязывается с революцией в Церкви.

Значение революции

Общие оценки
Пятьдесят лет тому назад революция Великого Октября освободила наш народ от бремени социальной несправедливости, открыла путь к коренному преобразованию жизни в нашей стране и бросила вызов темным силам войны, что оказало решительное влияние на мышление и взгляды многих миллионов людей как в России, так и далеко за ее пределами[1]:36.

— митр. Никодим (Ротов)

«Революция 1917 года реально значима для христианина… смотреть на нее и оценивать ее христианин должен не со стороны, „из своего прекрасного далека“, а находясь в центре событий, участвуя в них и внося вклад христианской любви… Дело революции — дело родной страны и родного народа, оно — дело членов Православной Церкви»[2]:33-34.

Двадцатое столетие в истории человечества — это век победы Великой социалистической революции в России и быстрых социально-революционных изменений мира, век решительной борьбы с силами империализма и эксплуатации[3]:34.

о. Павел Соколовский

Подложное завещание Патриарха Тихона (1925)
В годы великой гражданской разрухи по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть, принявшая на себя тяжелую обязанность — устранение жутких последствий кровопролитной войны и страшного голода.
«Правда о религии в России» (1942)

В октябре 1917 года открылась новая страница нашей русской истории. Произошел социальный переворот. Октябрьская революция вызвала злобу и отчаянное сопротивление имущих классов. Враги рабочих и крестьян на всех перекрестках кричали о слабости советской власти, об ее недолговечности. Они пророчили близкую гибель Советской России. С первых же дней существования советской власти капиталистическое окружение начало борьбу против молодой советской республики, стремясь раздавить ее военной силой и задушить голодом. Интервенты раздирали тело нашей страны. Эмигранты вели за границей подрывную работу. Жизнь бурлила, как вода в котле.

Как же отнеслась ко всем совершившимся событиям Православная Церковь? На чью сторону она стала? Осталась ли она верна историческим традициям в этот ответственный момент своей истории? Отношение Православной Церкви к советской власти и к ее мероприятиям ясно выражены в завещании первосвятителя Русской Церкви Святейшего Патриарха Тихона. «В годы гражданской разрухи, — говорит он в своем завещании, — по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала советская власть, принявшая на себя тяжелую обязанность устранения жутких последствий кровопролитной войны и страшного голода».

В послании к архипастырям и пасомым Патриарх Тихон всенародно признает новый порядок вещей и советскую власть объявляет народным правительством. «Пора понять верующим христианскую точку зрения, что судьбы народов от Господа устрояются, и принять все происшедшее как выражение воли Божией». Декрет о свободе совести, изданный советской властью еще в январе 1918 года, обеспечивает всякому религиозному обществу, в том числе и нашей Православной Церкви, право и возможность жить и вести свои религиозные дела согласно требованию своей веры, поскольку это не нарушает общественного порядка и прав других граждан. Поэтому, говорит Патриарх Тихон, «не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких уступок и компромиссов в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к советской власти и работать на общее благо, осуждая всякую агитацию, явную или тайную, против нового государственного строя».

Октябрьской революцией были затронуты и ущемлены жизненные интересы различных имущих лиц. Недовольные, прикрываясь Православной Церковью, вставляли палки в колеса. Патриарх Тихон предостерегает от такого ложного пути. «Мы призываем всех возлюбленных чад богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи рабоче-крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага».

архиеп. Сергий (Гришин). В отечественной войне Русская Православная Церковь и ее Глава выполняют заветы Патриарха Тихона

Патриарх Алексий, Митрополит Пимен, Митрополит Никодим, Архиепископ Алексий, Д. А. Остапов. Правительственный прием в честь 50-летия годовщины Октябрьской революции. Кремль, 7 ноября 1967 г.

Революция была неслучайной

Утверждение Советской власти многими представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей для христианина нет и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. Таким людям, не желающим понять «знамений времени», и может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже монархией, не порывая с Православием. Такое настроение известных церковных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах, и в делах и навлекшее подозрения Советской власти, тормозило и усилия Святейшего Патриарха установить мирные отношения Церкви с Советским правительством.

Декларация 1927 года

Результаты социалистического развития позволяют христианам видеть в них Божественный перст, рассматривать их в смысле слов Господа, изложенных в Евангелии от Матфея (Мф. 7:16), и ап. Павла в Послании к римлянам (Рим. 2:14-15), например, такие результаты, как свобода, равенство, братство, мир народам, независимость наций при мирном сосуществовании, сотрудничестве и взаимопомощи, всестороннее развитие личности, связь личности с обществом, личная скромность и жертвенная самоотдача, любовь к Родине и своему народу, чистота семейных отношений, целомудрие юношества, труд на общественное благо и т. д.[2]:37

Революционеры

Вся (Синодальная. — Ред.) система предопределяла то, что самые религиозно-одаренные и горячие люди не находили в ней себе места. Они или уходили в монастыри, стремясь к полному отрыву от всякой внешней церковной деятельности, или же вообще подымали мятеж, бунтуя зачастую не только против данной церковной системы, но и против Церкви. Так растился у нас антирелигиозный фанатизм наших революционеров, столь похожий в своей первоначальной стадии на огненное горение подлинной религиозной жизни. Он втягивал в себя всех, кто жаждал внутреннего аскетического подвига, жертвы, бескорыстной любви, бескорыстного служения, — всего того, что официальная государственная Церковь не могла людям дать.

мать Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни

Благодеяния революции

В благодеяния революции записываются как усилия по построению утопического общества, так и бедствия Церкви по принципу: «чем хуже, тем лучше», что является продолжением декадентской морали.

Важнейшим достижением тех революционных дней, слава которых никогда не померкнет и не смолкнет, явилось прочное, способное выдержать любые испытания единство нашего советского общества. Уничтожение условий для угнетения одного человека другим, ликвидация сословных привилегий, решение национального вопроса — все это, закрепленное в Конституции нашей страны Советов, легло в основу глубокой дружбы и братства между различными национальностями и между всеми гражданами нашего Отечества — верующими и неверующими[1]:36.

митр. Никодим (Ротов)

В результате Великой Октябрьской социалистической революции мир был поставлен перед фактом государства новой социальной формы, которое за пятьдесят лет своего существования, пройдя путем испытаний, выработало новую демократическую структуру жизни, нравственный общественный порядок, создало новейшую технику и освоило все блага культуры и стоит на пути идеальных человеческих отношений. Для христианина важно видеть, что в этом новом мире воплощаются и получают реальное бытие идеалы, принесенные в мир Воплотившимся Словом[2]:34.

Николай Заболотский

История и опыт жизни Церкви показывают, что изменение социальной и политической структуры общества ставит Церковь и христиан перед необходимостью на основе Евангелия, в свете своей веры углублять понимание этих изменений и свою ответственность, свое служение Создателю всяческих, находить новые пути служения своему народу и человечеству в целом. В социалистическом обществе Церковь становится свободной от многих уз, которыми она была связана в старом, капиталистическом обществе. Вместе с тем жизнь Церкви в новом, более справедливом обществе влечет ее к обновлению, новой ответственности, к новому содержанию новой форме служения. То, что казалось порою для Церкви таким естественным или вполне понятным или что она просто терпеливо сохраняла в старом обществе становится излишним в новом. Ясно распознавать «знамение времени» — это для Церкви значит сегодня в первую очередь положительно находить свое место в мире, который устремлен к созиданию такого общества, в котором «живет правда». В годы Кубинской революции вместе с сынами и дочерьми отечества боролись за новую жизнь сыны и дочери Церкви Кубы. И в годы созидания нового общества кубинские христиане вступили на путь активного труда во благо своего отечества[4].
Новый социалистический человек
Революция не только упразднила вопиющую несправедливость старого общества — бедность, эксплуатацию, безграмотность, но и успешно содействовала формации нового человека, мыслящего общественными категориями, выработавшего в себе более гуманные устремления и действия[3]:40.

о. Павел Соколовский

Усилия по построению утопии

«Последовавшее за днями Великого Октября пятидесятилетие — годы, радикальным образом изменившие экономический, соицальный и культурный облик нашей страны, — вплотную подвело нашу страну к наиболее совершенному устройству материальной и культурной сторон жизни нашего общества»[5].

Свобода, равенство и братство
Весь наш народ празднует 50-летний юбилей со дня Великой революции, создавшей в нашей стране новое государство, построенное на принципах свободы, и справедливости, равенства и братства[6].

— митр. Никодим (Ротов)

Декрет об отделении Церкви от государства
Вступая в управление Русским государством, представители Советской власти еще в январе 1918 г. издали декрет о полной свободе граждан веровать во что угодно и по этой вере жить. Таким образом, принцип свободы совести, провозглашенный Конституцией СССР, обеспечивает всякому религиозному обществу и в том числе и нашей Православной Церкви, права и возможность жить и вести свои религиозные дела согласно требованиям своей веры, поскольку это не нарушает общественного порядка и прав других граждан.

— Подложное завещание Патриарха Тихона (1925 г.)

Декрет о свободе совести, изданный советской властью еще в январе 1918 года, обеспечивает всякому религиозному обществу, в том числе и нашей Православной Церкви, право и возможность жить и вести свои религиозные дела согласно требованию своей веры, поскольку это не нарушает общественного порядка и прав других граждан. Этот декрет имел громадное значение для оздоровления внутренней жизни Церкви. При царском правительстве Церковь находилась в услужении у государства. Государство, со своей стороны, оберегало, охраняло Церковь. Государственная опека распространилась на весь церковно-административный строй ее.

— От редакции // Правда о религии в России (1942)

В России впервые, может быть, за послереволюционную историю принцип отделения церкви от государства, который был провозглашен в результате Октябрьской революции, сейчас достаточно корректно осуществляется…

(Власть и церковь) имеют свою автономию друг от друга…

Мы не вмешиваемся в дела друг друга и дорожим этой автономией. Русская церковь очень дорожит той свободой и автономией, которая имеет сегодня место[7].

Мирология, экуменизм и соборность
Благодаря условиям, сложившимся в результате Великой Октябрьской социалистической революции, стали объективно возможны христианское миротворчество, экуменизм и соборность[2]:34.
Соборность
Соборность Церкви находит благоприятную обстановку в демократическом устройстве общественной жизни. То, что развитию соборности революция предоставила лучшие условия, свидетельствует современная практика Русской Православной Церкви. Разрушение бюрократического устройства, связанного с Российской империей, вызвало к жизни демократические силы и активность Церкви. В результате Поместный Собор Русской Православной Церкви дважды в течение рассматриваемого времени собирался для избрания канонического Главы Церкви — Патриарха и для решения внутренних церковных дел. Сохраняя свою-традиционно-иерархическую форму, Церковь стала более демократичной. В соответствии с древней практикой апостольского и раннего послеапостольского времени в жизни Церкви приняли деятельное участие миряне, как мужчины, так и женщины. Основа церковной жизни — приход вновь становится главной частью церковной структуры[2]:34.
Отход от Церкви широких масс народа
Заслуга революции и нового общества в отношении верующих та, что от верующих потребовалась безусловная честность в свободе совести. Это повысило религиозную ответственность каждого члена церковного общества. В церкви теперь собираются люди не по обычаю, не по привычке и не из-за хорошего тона, ее укрепляют не богословское высокоумие и не темное невежество, но свободное сознание христианского долга, внушаемого верой и любовью. Значение революции для религии в том, что она оказалась очистительной грозой, спалившей прежнее «священное» царство со всей сопровождавшей его неправдой. В пламени очистительного огня революции выплавилось золото веры нового человека — строителя новой жизни и верного последователя своего Господа[2]:37.

Осуждение контрреволюции

Одобрение революции неизбежно вызывает осуждение контрреволюции: св. Новомучеников и Исповедников Российских и Русской Православной Зарубежной Церкви.

Патриарх Тихон категорически осуждает действия белогвардейской эмиграции и, в частности, участников Карловацкого собора, угрожая им запрещением в священнослужении и преданием церковному суду в случае продолжения ими своей контрреволюционной деятельности. Митрополит Сергий на основании канонических правил осуществил это мероприятие.

Сергий (Гришин). В отечественной войне Русская Православная Церковь и ее Глава выполняют заветы Патриарха Тихона

Советская власть применяла репрессии к части духовенства и верующих, но не за их религиозные убеждения, а за деятельность, направленную против существующего советского строя. Нужно иметь в виду, что Церковь до революции была на службе у царского правительства и пользовалась многими привилегиями и выгодами (особенно высшее духовенство). Поэтому трудно было духовенству расстаться с этими выгодами. Иные жили надеждами на свержение советской власти и сами выступали против нее. Советская власть не могла, разумеется, оставлять таких лиц безнаказанными.

архиеп.Андрей (Комаров). Беседа с корреспондентом корреспондентом агентства «Ассошиэйтед пресс» 24 декабря 1941 года

Слова Писания в применении к революции

  • «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16) и «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим. 2:14) — результаты социалистического развития: свобода, равенство, братство, мир народам, независимость наций при мирном сосуществовании, сотрудничестве и взаимопомощи, всестороннее развитие личности, связь личности с обществом, разного рода светские добродетели[2]:37
  • «Знамение времени» (Мф. 16:3) — познавать значение революции как «знамения времен» значит приспосабливать Церкви к новым условиям[4].
  • Революция стремится к созиданию такого общества, в котором «живет правда» (2 Петр. 3:13), то есть к созиданию Царства Божия на земле[4].
  • «Всегда ищите добра и друг другу, и всем… Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 12—21) — «приведенное место можно отнести к событиям Великой Октябрьской социалистической революции, в которых приняли участие члены Церкви. В революции и в дальнейшем развитии социалистического общества верующие призваны Евангелием совершать вверенное им служение мира и спасения, споспешествуя доброделанием укреплению позитивных проявлений нового порядка жизни. При этом испытание отдельных моментов исторических свершений, христианская оценка происходящего составляют стимулирующий фактор для всякого христианина и для Церкви в целом»[2]:33.

Акции

Советские религиозные деятели регулярно участвовали в праздновании годовщин революции 7 ноября в Кремле. Например, на юбилейном приеме в честь 50-й годовщины революции присутствовали Патриарх Алексий (Симанский), митр. Пимен (Извеков), митр. Никодим (Ротов) и архиеп. Алексий (Ридигер)[8]. В последний раз: 7 ноября 1990 г., когда Патриарх Алексий Второй и митр. Ювеналий (Поярков) присутствовали на приеме в честь 73-й годовщины «Великой Октябрьской социалистической революции» в Кремле по приглашению президента СССР, Верховного совета СССР, Совета министров СССР[9].

Деятели Русской Церкви регулярно поздравляли с годовщиной революции председателя президиума Верховного совета СССР[10], председателя Совета министров СССР[11], главу Совета по делам религий[12], Советский комитет защиты мира[13].

По случаю годовщины революции совершались торжественные молебны самое раннее с 1944 года[14].

Источники

Сноски


  1. Перейти к:1,0 1,1 Никодим (Ротов), митр. Речь на юбилейной сессии Советского комитета защиты мира в Ленинграде 25-26 октября 1967 года // Журнал Московской Патриархии. — 1967. — № 12. — С. 36–38.
  2. Перейти к:2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Заболотский Н. А.. Русская Православная Церковь в новых социальных условиях // Журнал Московской Патриархии. — 1967. — № 7. — С. 33-38.
  3. Перейти к:3,0 3,1 Соколовский, Павел о. Христианство в революции // Журнал Московской Патриархии. – 1967. – № 9. – С. 34-40.
  4. Перейти к:4,0 4,1 4,2 Соколовский, Павел о. На Кубе у друзей и братьев // Журнал Московской Патриархии. – 1967. – № 6. – С. 54.
  5. Перейти Шабатин И. Русская Православная Церковь в 1917 — 1967 гг. // Журнал Московской Патриархии. – 1967. – № 10. – С. 32.
  6. Перейти Никодим (Ротов), митр. Речь на акте в Ленинградской духовной академии и семинарии // Журнал Московской Патриархии. – 1967. – № 12. – С. 20.
  7. Перейти Патриарх Кирилл: впервые с 1917 года церковь «корректно» отделена от государства // Газета.Ru. — 2012. — 16 августа.
  8. Перейти На праздничном приеме в Кремле // Журнал Московской Патриархии. – 1967. – № 12. – С. 2. См. также: На приеме в Кремле 7 ноября 1971 года // Журнал Московской Патриархии. – 1971. – № 12. – С. 9.
    На приеме в Кремлевском Дворце съездов // Журнал Московской Патриархии. – 1981. – № 12. – С. 6
    На приеме в Кремлевском Дворце съездов // Журнал Московской Патриархии. – 1982. – № 12. – С. 4
    На приеме в Кремлевском Дворце съездов // Журнал Московской Патриархии. – 1983. – № 11. – С. 3
    На приеме в Кремлевском Дворце съездов // Журнал Московской Патриархии. – 1984. – № 12. – С. 3
    На приеме в Кремлевском Дворце съездов // Журнал Московской Патриархии. – 1985. – № 12. – С. 7
    На приеме в Кремле // Журнал Московской Патриархии. – 1986. – № 12. – С. 5.
  9. Перейти На приёме в Кремле // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 12. — С. 3.
  10. Перейти Пимен (Извеков), Патриарх. Председателю Президиума Верховного Совета СССР Юрию Владимировичу Андропову [поздравление с 66-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции] // Журнал Московской Патриархии. — 1983. — № 12. — С. 4.
  11. Перейти Пимен (Извеков), Патриарх. Председателю Совета Министров СССР Николаю Александровичу Тихонову [поздравление с 66-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции] // Журнал Московской Патриархии. — 1983. — № 12. — С. 4-5.5
  12. Перейти Куроедов В. В редакцию «Журнала Московской Патриархии» // Журнал Московской Патриархии. – 1967. – № 12. – С. 2.
  13. Перейти Ответное письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию // Журнал Московской Патриархии. – 1967. – № 12. – С. 36.
  14. Перейти Николай (Ярушевич), митр. Речь перед благодарственным молебном в Кафедральном Богоявленском соборе г. Москвы 7 ноября 1944 года // Журнал Московской Патриархии. – 1944. – № 11. – С. 27-28.
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s