Иеромонах Серафим (Роуз). Знамения времени. ч5


seraphim-rose-200

8. Взгляд на особые знамения

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые знамения нашего времени, когда уже близко второе пришествие Христово, которому будет предшествовать приход антихриста. Трудно судить относительно пророчеств, сделанных в двадцать четвертой главе святого Матфея, прежде всего о лжехристах, которые явятся, а затем о войнах, голоде, землетрясениях, гонениях, поскольку все это происходило и продолжает происходить уже в течение почти двух тысяч лет. Верно, что сейчас все это происходит в гораздо большем масштабе, чем когда-либо прежде, но верно также, что все это может быть еще намного хуже. Эти знамения — это начало знамений, и они еще не настолько страшны, чтобы мы могли сказать, что это уже конец света.

Одно знамение, однако, очень интересно и показательно для нашего времени — это то, что Христа сейчас изображают на сцене. В прежние времена играть Христа никогда не разрешалось, поскольку актер дает свое собственное человеческое изображение, а Христос — Бог. В Православии, возможно, и нет особого канона на этот счет, но все православное христианское мировоззрение против этого, и любой протестант или католик вплоть до последнего времени тоже ужаснулся бы при мысли о том, что какой-то актер играет роль Христа. Сейчас же это стало обычным делом, и не только в религиозном контексте, но и в обстоятельствах, весьма далеких от религии. «Godspell», «Иисус Христос — Суперзвезда» и тому подобные произведения — все это действительно богохульные пародии, которые изображают Христа перед публикой в светском виде. (Фильм «Последнее искушение Христа», который появился спустя несколько лет после кончины отца Серафима, еще более мерзкий, чем вышеприведенные примеры. — Ред.) Это очень характерно для нашего времени, потому что такие произведения доносят даже до людей неверующих образ Христа в таком виде, что, когда придет антихрист, они скажут: «Ага, я видел что-то похожее на сцене. Да, это, должно быть, Он».

  1. Охлаждение любви

Другим очень показательным знамением нашего времени является следующее знамение, о котором говорится в этой главе святого Матфея: то, что у многих охладеет любовь. Для нашего времени это, кажется, характерно в гораздо большей степени, чем для любого другого периода истории. Это можно видеть в том, что мы называем нигилизмом. Люди совершают преступления безо всякой причины, не для обогащения, а просто чтобы пощекотать нервы, потому что в душе у них нет Бога. Сейчас повсюду в семьях наблюдается умаление нормальных человеческих взаимоотношений, отчего вырастают холодные люди. Это такие люди, которые в тоталитарных обществах используются как надсмотрщики над рабами, для работы в лагерях и так далее.

Недавно произошла трагедия в Джоунстауне, где жили американские граждане. Эти люди были идеалистами, посвятившими себя полностью своему делу. Хотя сейчас выяснилось, что в действительности это была коммунистическая община, все-таки эти люди считались христианами. Руководителем общины был священник так называемой церкви Христа, одной из главных ее сект. И вот эти люди, которые, вероятно, имели какое-то представление о Боге, о Христианстве, хладнокровно убили друг друга. Те, кто давали яд своим детям и сами пили его, делали это со спокойными лицами. Никаких проблем: это просто представлялось долгом, послушанием, тем, что приказано им было сделать. Вот об этом охлаждении и говорил Христос. У них не было простой человеческой теплоты, потому что в их душах не было Христа. Это пугающее знамение нашего времени. В действительности все, произошедшее в Джоунстауне, — это предостережение, поскольку похоже на то, что произойдет гораздо худшее. Совершенно очевидно, что это деяния бесовские.

Как раз за год или за два до этого мы узнали о том, что происходило в Камбодже. Небольшая группа людей (их всего-то было десять или двадцать) захватила власть над целой страной и без всякой жалости истребила, по меньшей мере, два миллиона человек, осуществляя какие-то свои абстрактные идеи. «Мы вернемся назад, к земле, — говорили они, — и поэтому все должны покинуть города. А если вы не можете расстаться с городом, то умрете». Люди, лежавшие в больницах, должны были уходить буквально с операционных столов, и если они не могли идти, то погибали — застреленные, оставались лежать в канавах. В городах были горы трупов — ужасающее зрелище!

Это было явление того же порядка, что и трагедия в Джоунстауне: холодность, основанная на идее, идеалистическом желании устроить на земле коммунизм. Выходит, что Достоевский был прав. В его романе «Бесы», написанной в семидесятые годы XIX века, был герой по фамилии Шигалов — теоретик, который абсолютно точно знал, как устроить на земле коммунизм. Он верил, что идеальным устройством земли будет настоящий коммунизм. К сожалению, говорил он, чтобы сделать счастливыми шестьдесят миллионов человек, придется убить сто миллионов. Эти шестьдесят миллионов человек будут жить так счастливо, как никто никогда на земле не жил, а сто миллионов человек послужат удобрением для будущего земного рая. И получилось так, что в России, начиная с февраля 1917 года, погибло как раз сто миллионов человек, а из них не менее шестидесяти миллионов были убиты самими Советами.

Итак, для нашего времени это знамение — охлаждение любви — очень-очень характерно. Это есть и среди христиан, а не только во внешнем мире.

Еще одно знамение, которое в наше время из самых важных, это то, что Евангелие проповедуется во всем мире. Это, конечно, верно в том смысле, что сам текст Евангелия проповедуется почти на всех языках мира, где-то на тысяче языков, как мне думается. Более того, сейчас православное благовестие распространяется по всей Африке. Мы посылаем наши журналы в Уганду и Кению и получаем оттуда письма — очень трогательные письма от африканских юношей, обращенных в Православие. Они с величайшим почтением относятся к своему епископу, они посещают семинарию. Очевидно, что эти люди в Африке прониклись самым настоящим православным чувством. Это очень простые люди. Если Евангелие должно донести до простых людей, то Православие не должно быть сложным, запутанным. Только в том случае, когда кое-кто начинает оспаривать его, говорить, что Евангелие означает что-то другое, пытается дать заумные толкования, обходясь при этом без епископов и священников, тогда только люди запутываются, заблуждаются. Простые люди, когда им проповедывают Евангелие, воспринимают его точно так же, как воспринимали его в прошлом. Проблемы возникают скорее с людьми сложными.

  1. Иерусалимский храм

Затем следует знамение об ужасе разрушения и обо всем, что связано с Иерусалимским храмом. Впервые в истории это сейчас стало возможно. Прежде только один раз пытались его восстановить — в IV веке. Знание об этом представляет собой очень хороший пример того, как просвещает человека чтение церковной истории. Можно найти об этом событии несколько источников IV века: об этом упоминает св. Кирилл, а также некоторые историки Церкви того времени. Юлиан Отступник, пылавший желанием уничтожить Христианство, решил: раз Христос пророчествовал, что от храма не останется камня на камне, то, если он восстановит храм, то докажет, что Христос был самозванцем, и поэтому следует восстановить язычество. Итак, Юлиан Отступник намеренно возвратил евреев в Иерусалим, и они начали, с его разрешения, строить храм. За день они кое-что сделали, а когда пришли на следующее утро, то все камни валялись на земле. Они попробовали снова, и из-под земли начали вылетать огненные шары. Об этом свидетельствуют многие историки. Современные, рационально мыслящие, историки, поскольку они не могут игнорировать существование древних текстов и видят, что нечто подобное действительно имело место, начинают давать такие объяснения: «Должно быть, они попали на месторождение нефти», или: «Был выброс подземного газа». Но очевидно, что Бог сотворил это чудо, чтобы помешать строительству храма, поскольку для этого не пришло время — храм должен быть восстановлен перед концом света. Как бы то ни было, их попытки не были увенчаны успехом, и они отказались от этого дела. Не осталось и камня на камне. Так, во времена Юлиана Отступника исполнилось пророчество.

Но сейчас, начиная с 1967 года, место, где прежде стоял храм, принадлежит евреям. И впервые становится возможным строительство храма. Мешает лишь то, что там стоит большая мусульманская мечеть. Если ее разрушить, то, вероятно, начнется война.

Самостоятельное еврейское государство образовалось на Святой Земле только в 1948 году. Именно к евреям придет антихрист. Сначала он придет к евреям, а потом через евреев ко всему миру. И только когда это будет происходить, перед самым концом света, незначительное количество евреев обратится в Христианство.

Поэтому это знамение о храме очень важно. Когда мы увидим, что храм строится, то будем знать, что приблизился конец света, потому что это истинно одно из знамений самого конца. Пока он, конечно, не строится, но ходят всевозможные слухи о том, что вынашиваются планы, что приготавливается камень и так далее. Очевидно, что евреи к этому готовятся.

  1. Иные знамения

Еще одним знамением является то, что об антихристе известно, что он будет правителем мира, а только в наше время стала практически реальной возможность, чтобы один человек управлял всем миром. Все мировые империи, существовавшие до нашего времени, занимали только отдельные части мира, и только с появлением современных средств коммуникации стало возможным, чтобы всем миром правил один человек.

Далее, с развитием средств связи и современного вооружения, включая атомные бомбы, угроза всемирной катастрофы становится сейчас гораздо сильнее, чем когда-либо прежде. Очевидно, что следующая война станет самой разрушительной в истории человечества и, возможно, за первые несколько дней приведет к большим разрушениям, чем все войны в истории. Помимо атомного оружия, имеются различные виды бактериологического оружия для распространения эпидемий среди людей, ядовитые газы и всевозможные чудовищные изобретения, которые могут быть пущены в ход в случае тотальной войны.

А факт, что все народы земли сейчас более связаны друг с другом, означает, что, когда какое-то великое бедствие наступит в одной стране, депрессия или что-то подобное, то это принесет вред и всему остальному миру. Мы уже видели это в тридцатых годах, когда великая депрессия в Америке повлияла и на Европу. Очевидно, что в будущем может произойти нечто гораздо более худшее. Если одна страна начнет вымирать от голода или в какой-то год будет неурожай в Канаде, Австралии, Америке и России, во всех этих четырех великих странах, где выращивают пшеницу, представьте себе, как пострадает весь мир.

продолжение следует

Источник